«Видеть надежду среди безнадежности»: Эдит Эгер о том, как победить страх
В 16 лет Эдит Эгер попала в Освенцим, потеряла там родителей, но выжила. Она помогает другим людям пережить травму, но предпочитает называть себя не психотерапевтом, а проводником, помогающим встретиться со своим прошлым. Мы приводим ее высказывания о том, как справиться с ощущением безнадежности, страхом и гневом, когда вокруг неопределенность и опасность.
28 февраля в своем аккаунте в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Эдит Эгер выложила видеообращение, в котором рассказала, как справиться со страхом, когда вокруг одна неопределенность. В 1944 году ее вместе с семьей отправили в Освенцим. После войны она вышла замуж, эмигрировала в США, смогла получить степень по психологии. А в 90 лет написала ставшие бестселлерами книги об опыте переживания войны и заключения, страха неизвестности и горя. Мы публикуем перевод ее видеообращения и другие высказывания о том, как найти в себе силы, когда кажется, что их больше нет.
О внутренней силе
Надеюсь, я смогу быть для вас проводником и помогу осознать ту силу, которая есть у вас внутри. И я надеюсь, что вы сможете с надеждой подумать и сказать то, что я говорила в Освенциме. Я говорила: «Если я выживу сегодня, то завтра — завтра буду свободной», и слово «завтра» стало моим главным союзником. Я надеюсь, что вы тоже сможете найти в себе силы. Потому что чем больше ты страдаешь — я знаю! — тем сильнее становишься.
Я хочу пожелать вам жизни, и радости, и любви, и страсти, и не позволять, чтобы вас настигло то, что не придает вам сил. Я надеюсь, что вы каждое утро вы будете находить силы. Глядя в зеркало, будете видеть надежду среди безнадежности.
Я знаю: это временно и вы сможете это пережить. Вы можете сказать вслед за мной: «Мне это не нравится, это неудобно — и это временно, и я могу это пережить». Не «да, но», а «да, и» — «и я приму это как вызов, и, надеюсь, это станет для меня способом вырасти, а страдание сделает меня проводником для кого-то еще».
Я не думаю, что мы просим для себя страдания, я не думаю, что мы хотим страдать… но когда мы уже страдаем, у нас есть выбор: найти ли дар и надежду в безнадежности. Я смогла использовать Освенцим как возможность открыть для себя, что жизнь идет изнутри наружу, а не снаружи вовнутрь. Никто не делает меня счастливой — я сама делаю счастливой себя. Потому что единственный, кто у меня есть на всю жизнь, — это я.
О том, что помогает держаться в темные времена
Думаю, выжить в Освенциме помогло мое любопытство — я всегда хотела знать, что будет дальше. Никто этого не знал. Нас будили в четыре часа утра, и мы не знали, поведут нас в газовую камеру или мы в конце концов примем душ, пойдет из труб вода или газ. Это было очень трудное положение, потому что не было никаких гарантий, никакой уверенности.
Балет и гимнастика были для меня в юности самыми важными вещами. Они имели для меня огромное значение и, думаю, помогли мне спастись. В Освенциме я не могла изменить то, что было вне меня — меня могли отправить в газовую камеру в любую минуту. Но ночью я могла сбежать в свои мысли и в них танцевать, быть со своим парнем и представлять, что будет, когда я увижу его снова.