«Великий стратег рассчитал каждый жест»: как появился и почему не исчезает культ Наполеона в России
Со дня смерти Наполеона на острове Святой Елены прошло 200 лет, а французский полководец остается легендарным романтическим героем, в том числе, в нашей стране. Коллекционер наполенианы, профессор Александр Вихров объясняет, почему в России так любят Наполеона.
Лет пятнадцать назад в антикварной лавке на пьяццо Навона в Риме я купил металлическую фигурку Наполеона. По основанию сразу понял, что это была печать для писем: такие прикладывали на расплавленный сургуч, когда закрывали письма. Уже дома, разглядывая покупку, поднес увеличительное зеркало, увидел тонко гравированное изображение вида могилы французского императора на острове Святой Елены и надписи, что поразило, на русском языке: «Здесь завершатся мои страдания» и «Все мое блаженство». А у подножья статуэтки выбита дата: 1824.
Получается, всего три года прошло со дня кончины Наполеона и в России, еще царствовал его друг-недруг Александр I и не получили своих вожделенных медалей «За взятие Парижа» ветераны заграничных походов. И уже в это время нашелся кто-то из русских, способный на такой поступок — заказать для себя знаковую штуковину, зримо демонстрирующую пристрастия его владельца. Кем мог быть этот человек? Что побудило его таким образом сохранить память о недавнем враге России?
В самой Франции в эти же годы роялисты нещадно преследовали бонапартистов. Были жертвы и тюрьмы, но это не остановило неведомого скульптора, который изготовил статуэтку Людовика XVIII «с секретом»: возьмешь короля за голову, поднимешь, а под его толстым пузом спрятана бравая фигура недавнего императора французов.
На примере двух этих предметов ясно, что уже первая четверть XIX века стала временем превращения Наполеона в поистине легендарную фигуру.
Отправляя бывшего императора Франции в изгнание, европейские монархи имели основания надеяться, что об этом авантюристе и выскочке скоро забудут. Но он сумел напомнить о себе. За пять с половиной лет жизни на острове Святой Елены Наполеону удалось создать убедительную и привлекательную для современников и потомков легенду. Великий стратег точно рассчитал каждый свой жест, поступок, слово, каждую строку в продиктованных им мемуарах. И попал в десятку.