Вопрос доверия
Чтобы ребенок превратился в полноценного взрослого человека, родители должны прежде всего видеть его именно таким. Даже если малыш родился с особенностями развития
Все мои материалы на «Снобе» можно условно разделить на два вида. Вид первый это собственно история из практики без всякого анализа и обобщения — «а вот был у меня однажды такой случай...» Вид второй — «а вот мне (опять же, разумеется, из практики) кажется, что существует такая проблема...»
Сегодняшний материал будет в какой-то степени смесью того и другого. В начале хочу еще раз поблагодарить всех, кто, невзирая на технические сложности, откликнулся на предыдущие два материала. Нарисованная вашими, уважаемые читатели, усилиями палитра мнений оказалась так широка и богата оттенками, что каждый их прочитавший неизбежно расширил горизонты своего понимания целого круга важных вопросов семейного воспитания.
Из ваших мнений отчетливо вырисовывались несколько зачастую противоречивых причин инфантильных и эгоистических запросов современных подростков:
— Слишком много у них всего. Дефицит лучше переизбытка.
— Слишком много им с самого детства уделяют внимания, они и привыкают, что все в этом мире для них.
— Родители откупаются от детей материальным, не испытывая к ним реального интереса. Вот подростки потом и требуют материального, рассматривая родителей лишь как обслуживающий персонал.
— Важность личности ребенка, его интересов и потребностей насаждается обществом, и родители идут на поводу у этого тренда, зачастую забывая, что их интересы ничуть не менее важны.
Я бы сегодня хотела предложить вниманию читателей еще одну мысль на эту же тему. Иногда мне кажется, что дело еще и в том, что современные родители не доверяют своим детям, считают их, вопреки прямым историческим свидетельствам, их какими-то слегка неполноценными, что ли. Ну, они такими и вырастают.
Нам точно известно, что в принципе может делать умственно полноценный девятилетний ребенок: самостоятельно учиться в школе и делать уроки, по известному алгоритму ухаживать за младшими братьями, сестрами, скотиной (даже крупной) и немощными стариками. Работать в огороде и делать работу по дому, имея внятные инструкции. Сложно рукодельничать (шить, вышивать, выпиливать и т.д.) по образцам. Может готовить простые блюда самостоятельно и сложные — под руководством старшего. Он может играть с младшими и старыми в максимально сложные ролевые игры и игры с правилами, развлекать и развивать их — учить читать и писать и читать им книги. Он может самостоятельно передвигаться по известным ему достаточно сложным маршрутам. Он может творчески преобразовывать окружающую его среду (построить шалаш, украсить жилище, организовать жилье домашнего животного, создать сайт, аккаунт в соцсетях с концепцией и т.д.) с минимальной помощью старших товарищей или родителей.
Возражение: ну скажете тоже! Это же все когда было? Нынешние дети этого не умеют и делать не будут.
Возражение на возражение: во-первых, все это было сравнительно недавно (лет 50-60 назад). А во-вторых — кто сказал, что нынешние дети глупее детей из прошлого? Я бы даже сказала, наоборот: нынешние умнее.