Вегетарианка и чудачка: почему друзья Ильи Репина не любили его жену Наталью Нордман
Сегодня о Наталье Нордман вспоминают чаще всего как об эксцентричной жене легендарного художника, которая кормила его блюдами из сена. Она стала вегетарианкой, выступала за заключение брачного договора между супругами и восьмичасовой рабочий день для прислуги
Побег в Америку
«Русское вегетарианство потеряло в ней величайшего своего апостола. Ко всякой пропаганде был у нее огромный талант», — писал о Наталье Нордман писатель Корней Чуковский. По словам Татьяны Бородиной, заведующей музеем-усадьбой Ильи Репина «Пенаты», Нордман с детства обладала «адским самолюбием».
Наталья родилась в 1863 году в Хельсинки. Ее мать была дворянкой, а отец — российским адмиралом со шведскими корнями. Крестным отцом девочки стал сам император Александр II.
Девочка получила домашнее образование: изучала иностранные языки, занималась музыкой и рисованием. Но тихая жизнь была не для Нордман. Она хотела приключений. В 1884 году Наталья сбежала в Америку. По ее словам, это было начало новой жизни, в которой все решения принимал только один человек: она сама.
В США Нордман работала, где придется, в том числе и на ферме: там девушка занималась дойкой коров. Жизнь в Америке оказалась непростой, и в итоге Наталья через год вернулась домой. Однако ее репутация была уже сильно испорчена. В конце XIX века поступок Натальи (бегство из дома и последующие скитания) считался скандальным и неподобающим для молодой девушки.
Впрочем, Нордман, судя по всему, относилась к общественному мнению равнодушно и не стремилась понравиться окружающим. Перед ней стояла другая задача — она искала свой путь. Наталья играла на любительской сцене на одном из московских театров, пробовала себя в лепке и в фотографии. Жила девушка у своей подруги княгини Марии Тенишевой.
Знакомство с Репиным и «Крест материнства»
Однажды Мария Тенишева позвала Наталью Нордман с собой на сеанс позирования. Над портретом княгини трудился известный художник Илья Репин, уже прославившийся картиной «Бурлаки на Волге». Тенишева хотела, чтобы Нордман развлекла ее во время позирования. «Это настоящая Шехерезада, уверяю вас», — сказала княгиня Репину. Очевидно, прямая и эмоциональная Нордман не впечатлила художника, потому что он написал Тенишевой и попросил, чтобы «эта» больше никогда не переступала порог его дома. Под «этой» Репин подразумевал Наталью.
Однако ненависть быстро сменилась привязанностью и любовью: Наталью называли невенчанной женой художника. Невенчанной потому, что формально Репин был женат.
Летом 1898 года Наталья поняла, что беременна от Репина. Их дочь умерла в возрасте двух месяцев. О своем непростом опыте Нордман написала в романе «Крест материнства». Сегодня его бы причислили к жанру автофикшена. Главная героиня — юная девушка, влюбившаяся в известного скульптора. В этом сюжете без труда прослеживается параллель с жизнью самой Натальи. Роман был издан в Санкт-Петербурге в 1904 году.
В 1899-м Репин приобрел для Нордман небольшой участок земли в 40 км от Петербурга в Куоккале, который они позже назвали «Пенаты». По средам там проходили светские вечера. Эти встречи позволили художнику собрать для Нордман «альбом», состоявший из портретов знаменитых гостей, среди которых были писатели Максим Горький и Александр Куприн, художники Василий Поленов и Николай Фешин, поэт Владимир Маяковский, публицист и детский писатель Корней Чуковский.