Восстановление машин
Выпуск техники стал драйвером экономического роста за последние три года. Но станков и оборудования по-прежнему не хватает

Производство техники в России второй год подряд демонстрирует рекордные за 13 лет темпы роста в 15–20%, следует из данных Росстата, которые изучили «Ведомости». Объем выпущенной техники в 2024 г. составил 17 трлн руб. Это 14% всего промышленного выпуска страны, который достиг 124 трлн руб. В 2022 г. доля была 11%.
После спада на 13% в 2022 г. рост отчасти был восстановительный. Тем не менее в итоге в минувшем году машиностроение впервые достигло исторического максимума и на 9% превысило уровень 1990 г. Машиностроение останется драйвером экономического роста и в будущей трехлетке. В 2025–2027 гг. Минэк в базовом прогнозе ожидает прирост производства техники еще на 27% по сравнению с 2024 г., что будет в разы быстрее роста остального производства и экономики в целом.
Факторы роста
К введению масштабных санкций против России недружественные страны подошли тщательно. Запретами на поставки высокотехнологичных средств производства они хотели ударить побольнее, чувствуя зависимость страны от иностранного оборудования.
Санкционная война показала, что импортозамещению в сфере машиностроения должно быть уделено первоочередное внимание. Именно от его инновационных, экспертных возможностей во многом зависит укрепление промышленного и кадрового потенциала России, подчеркивал президент в сентябре 2024 г.
В последние два года производство техники значительно ускорило темпы роста. Общее производство в стране в 2022 г. было на уровне 103 трлн руб., в 2023 г. – 112 трлн руб., а в 2024 г., по предварительной оценке, – 124 трлн руб. в текущих ценах. При этом цены на промышленную продукцию в 2023 г. выросли в среднем за год на 4%, а в 2024 г. – на 12,1%, по данным Росстата. Реальный рост производства составил 4,3% в 2023 г., а в 2024 г. – 4,6%. ВВП увеличился в эти годы на 3,6% и 4,1% соответственно.
Машиностроение же значительно опередило экономику и промышленность по темпам роста. Если в 2022 г. объем продукции машиностроения был 11,3 трлн руб., то в 2023 г. – 14,4 трлн руб., а в 2024 г. – 17 трлн руб. в текущих ценах. Цены в машиностроении выросли в 2023 г. на 8,4%, а в 2024 г. – на 9,4%, а реальные темпы роста машиностроения в эти годы были 20% и 15%. В итоге производство техники в 2024 г. стало больше уровня 2021 г. на 20%.
Отрасль машиностроения играет стратегическую роль в укреплении технологического суверенитета страны и получила в последние годы мощный импульс к развитию, говорит заместитель директора Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Инна Лола. Эта сфера смогла быстро приспособиться к глобальным вызовам, и по итогам 2024 г. 40% руководителей предприятий машиностроения оценили влияние санкционного давления как нейтрально-позитивное, тогда как в 2022 г. доля таковых едва превышала 20%. Более 50% предприятий функционировали в 2024 г. с обновленными стратегиями развития (в 2023 г. было 42%).
Выделяются три основных фактора роста машиностроения, отмечает заместитель директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. Это восстановительный рост после спада в 2022 г., который был очень сильный (на 12% за год по отрасли машиностроения). При этом возникшие ограничения нельзя было преодолеть быстро. Типичный пример – это легковое и в меньшей степени грузовое автомобилестроение. Сюда же можно отнести отдельные товарные группы в железнодорожном машиностроении (выпуск полувагонов), производство аккумуляторов, подшипников, лифтов, холодильников, говорит эксперт.
Фактор последовательного импортозамещения и наращивания выпуска помог секторам приборостроения, электротехнической промышленности и производству механического оборудования. Наконец, третьим фактором является рост производства оборонной продукции. Эту компоненту содержат такие виды деятельности, как изготовление готовых металлоизделий вне других группировок, электроники и оптики, а также транспортных средств, не включенных в другие группировки.
Оборонный комплекс стал значимым объектом бюджетных вливаний, говорит старший научный сотрудник Центра исследований проблем госуправления МИСиС Рафаэль Абдулов. В 2025 г. на оборону заложили 13,4 трлн руб. Тогда как в 2021 г. было 3,6 трлн руб. «Отсюда мы видим впечатляющие цифры роста», – отмечает экономист.
Вышеуказанные стимулы (восстановление цепочек поставок, импортозамещение и обеспечение безопасности) продолжат свое действие и в среднесрочной перспективе, считает Сальников. Это позволит сохранить рост отрасли, который правительство прогнозирует на уровне 7–9% ежегодно в 2025–2027 гг.
Кто быстрее
Ситуация в подотраслях сильно разнится. По сравнению с 2021 г. больше всего к 2024 г. прибавил выпуск электроники, который удвоился. Судов, летательных аппаратов и прочих транспортных средств стали делать на 64% больше, а электрооборудования – на 30%. Но существенно сдал выпуск автомобилей, который по-прежнему на 25% ниже, чем три года назад.
В 2024 г. с российских конвейеров сошло 1,07 млн ед. автомобильной техники, тогда как в 2023 г. сделали 808 000. В частности, произвели 756 000 легковушек, что на 39% выше показателя за 2023 г., но почти в 2 раза ниже уровня 2021 г. (1,34 млн шт.). Производство грузовых автомобилей составило 194 000, что на 8,2% больше, чем 2023 г. Спад в 2022 г. связан в основном со сворачиванием сборочных производств ушедших западных автоконцернов, тогда как восстановление – с приходом китайских брендов, которые собирает Haval, «Автотор», «Москвич», и наращиванием выпуска «АвтоВАЗом». Последний произвел в 2024 г. 525 000 машин, тогда как в 2021 г. – 367 000 шт. Минэк ожидает, что к 2027 г. автомобилестроение будет среди флагманов роста промышленности и прибавит 66%.