Мир с репарациями и контрибуциями

Общепринятой становится констатация того, что сейчас происходит переход от однополярной к многополярной (полицентричной) модели мироустройства. При этом мы неизбежно столкнемся с тем фактом, что одной из фундаментальных опор уходящей системы является неоколониализм. Он цементирует неравенство государств и народов, несправедливое распределение ресурсов на планете, дает преимущества одной группе самых богатых государств, которая имеет в арсенале в том числе квазиуниверсальные мировые институты. Под это превосходство подгоняется и определенная идеологическая и этическая база с большим «душком» расизма.
Первый президент Ганы и философ Кваме Нкрума в 1965 г. в труде «Неоколониализм как последняя стадия империализма» писал: «Результатом неоколониализма становится то, что иностранный капитал используется для эксплуатации, а не процветания менее развитых частей света. Инвестиции при неоколониализме увеличивают, а не уменьшают пропасть между богатыми и бедными странами мира». Принципы неоколониализма только зацементировались с тех пор.
В рамках однополярной модели конкретная группа стран присвоила себе право диктовать другим странам не только правила поведения на мировой арене, но и принципы их внутреннего устройства. Скажем, в соглашение о партнерстве между ЕС и членами Организации Африки, Карибского бассейна и Тихого океана 2023 г. включили требования о легализации партнерами Евросоюза абортов, ЛГБТ-повестки, всеобщего сексуального образования и т. п. Попытка Ямайки хотя бы отсрочить подписание документа привела к угрозам лишить эту страну крайне важного внешнего финансирования на реализацию социально-экономических программ.
Одна из опор, поддерживающих современную однополярную систему, – экономическая мощь Запада. При преодолении неоколониализма речь идет об усугубляющихся зависимостях от него в различных сферах. В частности, от навязанных международных платежных систем, банков, страховщиков, систем социального и медицинского страхования до внедрения откровенно враждебных и нарушающих международное право концепций по типу «миропорядка, основанного на правилах» (Rules Based Order), «гуманитарной интервенции» (Responsibility to Protect), «права на иностранную помощь» (Right to Assist) и т. д.
В международных делах очевидно нарушен принцип равного и справедливого представительства. Это стало следствием того, что секретариаты международных институтов были «приватизированы» представителями западных стран.
А сама концепция «классического» колониализма является устоявшейся в международном праве. Ее закрепили в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (принятой резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 г.).
Западные страны, отрицая это явление, толкуют термин «колониализм» исключительно в исторической ретроспективе – как нечто себя изжившее, оставшееся в прошлом. Хотя эти явления существует сегодня и в традиционной форме.
Скажем, статистика показывает, что 60 лет Франция закупала у Нигера уран по явно заниженной цене. И лишь в 2023 г. ее подняли с 0,80 (!) евро за 1 кг до 200. При объеме экспорта урана более чем в 17 000 т в год за последние 10 лет Нигер получал всего 1,4 млн евро в год вместо 352 млн.