Вам с ними интересно?
Сегодняшние родители почти стопроцентно уверены, что им интересно со своими детьми. Но в чем конкретно заключается этот интерес, готов сформулировать далеко не каждый.
На протяжении более чем четверти века я работаю в одной и той же муниципальной детской поликлинике. И все это время я задаю своим посетителям несколько одинаковых вопросов. Только представьте, как много интересного материала у меня накопилось.
Сегодня предлагаю уважаемым читателям поговорить об «интересе». Почему сейчас? Потому что довольно часто в последние годы ко мне приходят родители, которые жалуются на своих детей приблизительно так:
— Вы знаете, плохая учеба, непослушание, гаджеты — это все на самом деле лишь верхушка айсберга. Основная наша проблема, мне кажется, в том, что ему ничего по-настоящему не интересно.
Удивительно и тревожно, что слышащие это дети и особенно подростки, которые обычно практически во всем родителям противоречат, довольно часто именно этот тезис охотно подтверждают:
— Ага, это действительно так. По-настоящему интересно? Вот как там кто-то бабочек годами собирает, или мотоциклы чинит, или там все время на барабанах играет, или ходит в театральный кружок? Нет, вот так — ничего. Раньше? Нет, и раньше не было. Мама говорит, когда я был совсем маленький, очень динозаврами увлекался, но я сам этого уже не помню.
А что это вообще такое — интерес? В основе его — любопытство, которое присуще не только людям, но и животным. У всех высших животных и птиц есть потребность исследовать новый предмет или явление, впервые появившиеся в их поле зрения и доступе. Однако интерес считается более высокой, чисто человеческой ступенью. Мне кажется, что отличие здесь, во-первых, в длительности — животное, обследовав новый предмет, не имеющий для него практической ценности (еда, игра, опасность и т. д.), как правило, навсегда теряет к нему интерес. Человек же может длительно интересоваться одним и тем же, постепенно углубляя и расширяя свои знания о предмете интереса. Второе отличие я вижу в наличии рефлексии, только человек может отдать себе отчет: мне интересны марки как класс, а собака или сурикат просто последовательно заинтересовывается каждым мячом, который попадает в их поле зрения.
«Википедия» определяет интерес как «положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, с повышенным вниманием к нему».
Интересы современных детей, к огорчению родителей и по их словам, часто выглядят как интересы сурикатов: родители подсунули ребенку условный «мяч», он вроде бы заинтересовался, как-то его обследовал и тут же бросил навсегда. То есть той самой устойчивой и долговременной человеческой потребности «узнавать что-то новое об объекте» родители, к своему сожалению, в детях и подростках не видят.
В этом месте я обычно спрашиваю: а может, ребенок просто «устойчиво интересуется» не тем, чем вам бы хотелось? Ну вот, например, одна и та же компьютерная игра? Или аниме какое-нибудь? Или жизнь участников какой-нибудь музыкальной группы?
Тут родители обычно удрученно задумываются, а потом вынуждены признать: ага, те «мячи», которые мы считаем важными и которые подсовываем детям, кажется, им совсем неинтересны. А интересно им совсем другое. Но почему же так получается?