Начало XX века — прорыв в промышленном автомобилестроении

Популярная механикаАвто

В поисках множества балансов: история автомобилей XX века

Антон Борисенко

Итак, к началу XX века образовалась полноценная основа для промышленного прорыва в автомобилестроении. Были созданы концепции двигателей, разработаны конструкции шасси – ведь прежние были ориентированы на конную или паровую тягу. Собственно, автомобили уже выпускались в разных странах. Даже первые автомобильные соревнования состоялись еще в 1894 году, но о спорте и спортивных двигателях – разговор отдельный. А вот массовости – настоящего, а не мелкосерийного производства – еще не было.

В рамках спецпроекта с брендом моторных масел G-Energy рассказываем об истории автомобильных двигателей. Первая часть — экскурс в историю двигателестроения, о ней мы писали в прошлый раз. Сегодня продолжаем наш увлекательный рассказ.

От «игрушек» к крупнейшей индустрии

Автомобили с двигателем внутреннего сгорания отвоевали право на существование и лидерство у паровых конструкций и первых электромобилей – да-да, не только они, но даже гибридные установки уже создавались. И поначалу было далеко не очевидно, кто победит в борьбе за рынок. Однако ДВС оставался все-таки экзотикой – для особо продвинутых богачей. Даже внешне автомобили Даймлера и Бенца – рассмотрим их как наиболее известные, хотя уже появилось и немало других производителей – не особо напоминали современные авто. Все-таки это были еще некие повозки, коляски. Считается, что первый «автомобильный» автомобиль на уже специально рассчитанном и сконструированном шасси, с продуманной компоновкой появился в 1900 году. Это был Mercedes все той же фирмы Daimler, и именно он задал основные черты этого инновационного транспортного средства как минимум на три-четыре десятилетия.

c64c8669c5d0f6ef36c48ceee14afb69.jpeg
Vostockphoto

Как мы уже говорили, смазки, использовавшиеся для паровых и других машин, для ДВС не годились. «Машинное масло» на нефтяной основе, которое применялось в первые годы автомобилестроения, приходилось менять достаточно часто, буквально через несколько сотен километров. Сгорание топлива приводило к сильному окислению, появлялись обильные отложения, масло быстро теряло моющие свойства. Пока автомобиль оставался уделом богатых энтузиастов, это было неприятным, но вынужденным правилом игры. Владельцы либо настолько были увлечены своей «игрушкой», что не брезговали заниматься таким обслуживанием сами, либо могли позволить себе нанять механика (а порой и механика-водителя).

Все изменилось с появлением в США модели Ford T – знаменитой «жестянки Лиззи». И дело тут вовсе не в каких-то прорывных технических решениях. Нет, в техническом плане Ford T был достаточно скромен – с 20-сильным 2,9-литровым двигателем, планетарной трансмиссией и примитивными тормозами, с подвеской даже без амортизаторов (только рессоры). Дело в том, что его изначально рассчитывали на массовое производство. Автомобиль могли купить не только богачи – он был доступен даже рабочему, собиравшему его на конвейере. А значит, необходимо было доставлять владельцу как можно меньше хлопот и уж точно не заставлять его менять масло каждые пару сотен миль. Кстати, выпускался Ford T два десятилетия, а общий тираж этой модели в мире превысил неплохие даже по нынешним временам 15 млн экземпляров. Стремились к массовым тиражам и другие автопроизводители. Смазочные материалы потребовались в промышленных масштабах, и они должны были иметь не просто продуманные и просчитанные, но и стандартизированные характеристики. Тем более что системы смазки в то время совершенством не отличались: у того же Ford T масло подавалось самотеком и «по местам применения» разбрызгивалось специальными черпачками. Такая «схема» была и у многих других автомобилей, даже значительно более дорогих. Масляному насосу еще предстояло занять свое постоянное место в конструкции двигателя. А до массового применения фильтров оставалось еще почти полвека.

Каждый по-своему, но правила общие

Конечно, вопросы стандартизации касались не только смазочных материалов – они были актуальны для множества автомобильных компонентов. Вы не задумывались, к примеру, как при всем разнообразии автомобилей, колесных дисков, шин у всех автомобильных колес ниппель практически одинаков во всем мире?

Стали возникать специальные структуры, работающие над этой темой. В 1905 году в Нью-Йорке было образовано Общество автомобильных инженеров, как раз и занимавшееся вопросами патентования, юридического обеспечения и стандартизации. SAE (Society of Automotive Engineers) до сегодняшних дней играет очень важную роль в мировой автоиндустрии. Кстати, любопытно, что едва ли не главными инициаторами создания SAE выступили вовсе не инженеры или юристы, а журналисты, владеющие широкой информацией и понимающие важность обмена идеями. В частности, важнейшую роль в формировании этой структуры сыграли главный редактор журнала «Автомобиль» Гораций Светланд и его коллега из издания «Безлошадный век» Петер Хельдт.

f277c0b471b2cbe8380c352193135a1f.jpeg
Vostockphoto

Казалось бы, более-менее единая линия развития автомобилей в целом и двигателей внутреннего сгорания в частности стала складываться. Но стандарты стандартами, а каждый из автопроизводителей все-таки хотел выделяться. В дело вступила конкуренция, борьба за клиента. Изыски автопроизводителей по совершенствованию своих конструкций стали секретными разработками, которые нужно было тщательно прятать от конкурентов вплоть до появления их товарного воплощения. Хотя основные цели были у всех одинаковы: больше мощность, выше надежность, доступнее и проще обслуживание – каждый шел к их достижению своим путем.

Роль США в мировом автомобилестроении в начале ХХ века заметно возросла: на полях Европы разразилась Первая мировая война, и промышленность несколько лет вынуждена была работать на нее. Американцы не испытывали дефицита топлива и уверенно шли по пути увеличения литража автомобильных двигателей. При этом литровая мощность оставалась достаточно невысокой, двигатели работали в относительно щадящих режимах. Кстати, именно тогда родилось существовавшее долгие десятилетия убеждение, что американские двигатели менее требовательны к маслам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

За кулисами пуска За кулисами пуска

Старт космической ракеты – зрелище без преувеличения грандиозное

Популярная механика
Жером Палаззолло: «Болезни Жером Палаззолло: «Болезни

Психотерапевт рассказывает об опасности психосоматических заболеваний

Здоровье
Эпоха радикальных перемен: автомобильные двигатели конца ХХ века Эпоха радикальных перемен: автомобильные двигатели конца ХХ века

К концу ХХ века в создании автомобильных двигателей внезапно назрела революция

Популярная механика
12 неловких вопросов про инвалидность 12 неловких вопросов про инвалидность

Правильно ли говорить «человек с инвалидностью» и зачем слепым ходить в музей?

СНОБ
Сделаю это завтра: как бороться с прокрастинацией и управлять ею Сделаю это завтра: как бороться с прокрастинацией и управлять ею

Какова природа прокрастинации и как с ней бороться

Популярная механика
Стесняюсь спросить: что такое пищевая непереносимость и так ли она страшна? Стесняюсь спросить: что такое пищевая непереносимость и так ли она страшна?

Как выстраивать рацион при пищевой непереносимости?

Esquire
Орудия пыток Орудия пыток

Для допросов с применением пыток были придуманы самые разные приспособления

Дилетант
Богатые люди более аморальны? Вот, что об этом говорит наука Богатые люди более аморальны? Вот, что об этом говорит наука

Большие деньги развращают человека... или нет?

Популярная механика
Стресс и выгорание: почему так важно понимать разницу Стресс и выгорание: почему так важно понимать разницу

Представьте себе ситуацию: работы все больше, вы чувствуете себя на нуле...

Psychologies
В доме с историей В доме с историей

Квартира в историческом «доме Депре», восстановленном по программе реновации

SALON-Interior
10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему 10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему

Как прекрасно звучала музыка в советских фильмах

Maxim
Взломанный робот-пылесос подслушал разговоры при помощи лазера Взломанный робот-пылесос подслушал разговоры при помощи лазера

Инженеры изобрели метод распознавания звуков с помощью робота-пылесоса

N+1
Холодный расчет Холодный расчет

Как скорректировать рацион в холода, чтобы не набрать вес?

Лиза
Опасен ли вейп: исследования ученых Опасен ли вейп: исследования ученых

Рост популярности вейпа — тенденция, несущая реальные риски для здоровья

РБК
30 лет покушению на Михаила Горбачева 30 лет покушению на Михаила Горбачева

Как советский слесарь невзлюбил генерального секретаря

Maxim
Нейросеть напрямую определила пищевую ценность блюда по фотографии Нейросеть напрямую определила пищевую ценность блюда по фотографии

Новый алгоритм напрямую определяет содержание белков, жиров и углеводов в блюдах

N+1
Постоянные мозговые штурмы мешают придумывать новые идеи, показало новое исследование Постоянные мозговые штурмы мешают придумывать новые идеи, показало новое исследование

Регулярная практика препятствует развитию творческого мышления

Inc.
7 привычек, которые делают тебя непривлекательным в глазах женщин 7 привычек, которые делают тебя непривлекательным в глазах женщин

Привычки, которых нужно избегать, чтобы быть привлекательным для женщин

Maxim
Концентрация витамина D во время беременности повлияла на интеллект детей Концентрация витамина D во время беременности повлияла на интеллект детей

Увеличение концентрации витамина D на приводит к росту оценки интеллекта

N+1
Что известные автомобильные бренды выпускали во время Второй мировой Что известные автомобильные бренды выпускали во время Второй мировой

Вспомнили типичную для 40-х годов XX века продукцию автомобильных брендов

Maxim
Зоя Буряк: «Я влюбчивая, да!» Зоя Буряк: «Я влюбчивая, да!»

На площадке актеры на особом положении

Караван историй
Прокачай себя! Тренировка c REBOOT LIVE # 7. Программа Arms&Shoulders Прокачай себя! Тренировка c REBOOT LIVE # 7. Программа Arms&Shoulders

Новый цикл упражнений: для мышц рук, спины, плечевого пояса

Maxim
5 глупых вещей, которые навсегда изменили наш мир 5 глупых вещей, которые навсегда изменили наш мир

Иногда какая-нибудь табуретка может сделать для истории больше, чем президент

Maxim
Булат Окуджава Булат Окуджава

Каждый год 9 мая на Трубной площади стартует фестиваль памяти Булата Окуджавы

Дилетант
Цвет настроения Цвет настроения

Универсальный современный интерьер с элементами ар–деко для молодой семьи

SALON-Interior
Искала одного, выбрала другого: чему меня научили свидания Искала одного, выбрала другого: чему меня научили свидания

Читательница поделилась опытом первых свиданий с людьми, встреченными онлайн

Psychologies
Сказки на ночь: 19 книг, которые помогут ребенку уснуть Сказки на ночь: 19 книг, которые помогут ребенку уснуть

Любимые книги, которые стоит читать перед сном

Seasons of life
5 ошибок Grow Food 5 ошибок Grow Food

Типичные ошибки в жизни любого стартапера

Inc.
Психиатрия: что спровоцировало болезнь Кэтрин Зеты-Джонс Психиатрия: что спровоцировало болезнь Кэтрин Зеты-Джонс

Кэтрин Зета-Джонс считает, что ментальных проблем нельзя стыдиться

Cosmopolitan
Как избавиться от изжоги? Как избавиться от изжоги?

Почему возникает изжога и чем она опасна?

Лиза
Открыть в приложении