В черном, белом, нарядном и без штанов: как в разное время выходили на протесты
Дресс-код свегда обладал объединяющей силой. Знали это и полководцы, знали и основатели корпораций. На маршах и акциях протеста тоже стихийно возникает «униформа» — отличительный знак, по которому протестующие могут узнать «своих». Esquire в хронологическом порядке рассказывает, кто, когда и во что одевался протеста ради, и как одежда становилась символом сопротивления.
1789 — Взятие Бастилии
Итак, Франция, конец XVIII века. Мужчины-аристократы носят шелковые бриджи — кюлоты, а бедный люд, который не может позволить себе дорогое платье — простые брюки, за что и получает прозвание санкюлоты (от sans-culottes), то есть «бесштанники». Социально-экономические проблемы накапливаются, недовольство в обществе растет, и в июле 1789 года это выливается в начало Великой французской революции. На передовой во время взятия Бастилии — те самые санкюлоты в простых брюках, и такие рабочие штаны очень быстро становятся символом, их начинают носить все те, кто сочувствует движению, а термином «санкюлот» и поныне иногда называют революционно настроенных людей.
Начало XX века — движение суфражисток
В конце XIX — начале XX века женщины стали бороться за предоставление им избирательных (и не только) прав. При этом суфражистки (от французского suffrage — избирательное право), выходящие на пикеты и демонстрации, старались выглядеть прилично и даже подчеркнуто женственно, чтобы обратить на себя внимание и заставить окружающих прислушаться. Изначально у движения было три официальных цвета — фиолетовый, золотой и белый, но именно последний для своих платьев суфражистки выбирали чаще всего, в результате цвет прижился и на протяжении вот уже более чем века считается символом женского движения.
1963 — марш на Вашингтон
Проблема расизма в США неразрывно связана с историей этой страны, равно как и с общественными движениями, направленными на борьбу с дискриминацией. Так, в 1954–1968 годах развернулось движение за гражданские права чернокожих (Civil Rights Movement) — благодаря ему постепенно было покончено с расовой сегрегацией, до этого повсеместно распространенной: так, белые и темнокожие дети посещали разные школы, по цвету кожи пассажиров разделялись места в общественном транспорте и залах ожидания аэропортов и так далее. В рамках движения прошло немало протестных акций, забастовок и маршей, и один из самых массовых — «Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу», в рамках которого несколько сотен тысяч человек прошли маршем к мемориалу Линкольна, а Мартин Лютер Кинг произнес свою знаменитую речь «У меня есть мечта». Участники марша надели строгие костюмы и черные галстуки, чтобы подчеркнуть свою солидность и серьезность своих требований.
1966–1982 — «Черные пантеры»
Партия «Черные пантеры», возникшая в 1966 году, также в основе своей идеологии имела борьбу с расовым неравенством и полицейским беспределом. Члены партии и просто поддерживающие их граждане носили черные кожаные куртки и непременно черные береты — униформу «городских воинов», революционеров и борцов за справедливость. Да, формально «Пантеры» были политической организацией, на деле же — леворадикальной группой, не гнушавшейся и силовыми методами и выходившей с винтовками наперевес охранять свои кварталы. В итоге «Черные пантеры» обросли романтическими легендами и оказали изрядное влияние на разные области культуры, в том числе хип-хоп, а черный берет остался и после их распада и стал одним из знаковых символов Black Power — слогана и собирательного названия движений за права темнокожих в Америке.