В будущее на электросамокате: догонит ли Россия мировой тренд?
Московская мэрия планирует открыть прокаты велосипедов и электросамокатов уже через пару недель. Сможет ли России поддержать всемирный тренд на микромобильность?
Тренд на микромобильность начали еще в 2014 году китайские велошеринги Ofo и Mobike, а также американская Jump Bike. Микромобильность — это передвижение на короткие расстояния на компактных транспортных средствах, от моноколеса до электросамоката (теперь их называют скутерами). Настоящий взрыв на этом рынке случился в прошлом году, когда в США появились скутершеринги Lime и Bird. Компания Bird уже через год с небольшим после основания получила инвестиции на $150 млн и достигла стоимости в 1 миллиард долларов — это рекорд среди стартапов. Lime не отставала: новости о $250 млн инвестициях и стоимости в тот же миллиард появились всего через неделю. По данным Lime, в 2018 году их прокаты скутеров и велосипедов распространились по 5 континентам, а арендовали их 26 миллионов раз. Неудивительно, что на рынке начали появляться подобные компании: сегодня их несколько десятков, и только в Европе крупнейшая пятерка достигла стоимости в $150 млн.
Российская специфика
Российская составляющая в этом списке тоже есть: у нас с мая 2018 года работают «Делисамокат» и YouDrive Lite. Рынок самокатов только зарождается, но уже получает значительные инвестиции: в 2019 году «Делисамокат» планирует потратить €19 млн на развитие шерингового сервиса и запуститься в семи городах.
Велопрокаты уже не новость для Москвы: первый заработал в 2013 году, и с тех пор московская мэрия продолжает устанавливать их по всему городу. По информации mos.ru, за сезон 2018 горожане совершили на прокатных велосипедах 4,25 миллионов поездок.
Городские самокаты были менее популярны: их брали в аренду 140 тысяч раз, но, возможно, одна из причин в их меньшем количестве: велосипеды можно было взять в аренду на одной из 430 станций (в этом году их станет 530), а скутершеринговых станций в 2018 году установили только 64 штуки. Кошмар Сан-Франциско, который был завален скутерами в 2018 году, Москве пока не грозит, но есть ли для него предпосылки?
Когда речь заходит о московских вело- и скутершерингах, ключевое слово — сезон. В Москве прокаты начинают работать в конце апреля и закрываются в конце октября. Эта проблема, кстати, существует не только у нас: в США, центре мировой микромобильности, технику из зимних штатов с наступлением холодов перевозят в более южные города. Велосипеды, правда, американцев уже не пугают, зимой их продолжают активно использовать. Москвичи же к этому пока не готовы, да и зима у нас суровее. Даже несмотря на то, что велоактивисты, а с недавних пор и мэрия, стараются популяризировать велосипеды, устраивая зимние велопарады, в период с ноября по март на двухколесном транспорте передвигаются в основном курьеры служб доставки еды.