Как остаться на трубе? Стратегия России на газовом рынке
У России появляются шансы стать по-настоящему глобальным, а не региональным игроком на рынке газа. Но для этого потребуется полностью пересмотреть стратегию газового экспорта
Начало апреля стало горячим для российской газовой отрасли. В стране начинается жесткая дискуссия о том, как будет выглядеть долгосрочная экспортная стратегия страны. В ближайшие пару лет будут завершены мега-стройки «Газпрома» и заработают новые трубопроводы для экспорта газа в Европу и Китай. Есть соблазн оставить «как есть» этот хорошо отлаженный механизм, ведь свыше 200 млрд куб. м экспорта в Европу — это много, да еще будет потихоньку добавляться Китай. Но потенциал открывающихся возможностей гораздо шире. С помощью СПГ у России появляется уникальная возможность не только остаться крупнейшим поставщиком на своих традиционных рынках, но и стать по-настоящему глобальным газовым игроком.
Обогнать Катар
Благодаря запуску «Ямал СПГ» рыночная доля России на мировом рынке сжиженного газа в этом году составит 8%, удвоившись с тех времен, когда единственным крупнотоннажным экспортером российского СПГ на рынки Северо-Восточной Азии была компания Sakhalin Energy. А в феврале этого года Россия вдобавок к титулу крупнейшего поставщика трубопроводного газа стала главным экспортером СПГ на европейский рынок. Такие традиционные мощные поставщики, как Катар, Алжир, Нигерия или амбициозный «новичок» США остались позади. В январе и марте 2019 года Россия удерживала второе место по объемам поставок СПГ в Европу.
Конечно, с падением цен на европейских спотовых площадках усиливается и конкуренция трубопроводного газа «Газпрома» с СПГ. Но, что важно, не с российским СПГ, а с безымянным сжиженным газом с мировых рынков. На месте СПГ с Ямала мог с легкостью оказаться сжиженный газ из Катара или тех же США. То, что сейчас сюда приходит газ с завода «Ямал СПГ» — знак высокой конкурентоспособности российского СПГ на самом конкурентном, пожалуй, газовом рынке мира.
Инь и ян российской экспортной стратегии
В последние месяцы Россия отбирала долю как у традиционных поставщиков СПГ, так и, например, у США, которые в последнее время крайне активны в продвижении в Европе своего СПГ. Анонсированная президентом Дональдом Трампом стратегия энергетического доминирования — это полноценное направление внешней политики, дающее результаты. Еще в январе США были крупнейшим поставщиком СПГ в Европу. Однако и в феврале, и в марте американские объемы снижались на фоне роста поставок СПГ «Новатэка». И это очень важный для России момент. Конечно, если вступать с конкурентами в ценовую войну, то «Газпром», демпингуя, может легко выдавить любого поставщика. Однако, как оказалось, демпинговать по трубе не надо — российский сжиженный газ отлично конкурирует с другими экспортерами СПГ.