Униформа в моде и современной культуре
За что рынок моды так любит спецодежду и почему ее роль в этой индустрии еще никогда не была так велика
![15da566ed00c5588281e5fff0ac591f86cae7396b1dadab2bb1b066723045389.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/mxe/3vv/jpm/ppkng6ypxmuiidblqse3lde/n5juox.jpg?v=1&temp_url_sig=Xx82IrfJDcbLixtXwitRLw&temp_url_expires=1739496146)
В истории есть немало примеров того, что лучший дизайн униформы удается художникам. В 1950-е одними из самых эффектных комплектов одежды для бортпроводников были юбки и жакеты, созданные дизайнерами Dior. А в 1997 году французский модельер Жан-Шарль де Кастельбажак представил знаменитый «радужный» дизайн облачений для пяти тысяч священников Ватикана, в том числе для самого папы. В конце концов, одежду духовенства тоже отчасти можно назвать униформой.
К художникам обратился и фонд V–A–C, запустивший проект «СОЮЗ», первым этапом которого стал конкурс для начинающих дизайнеров одежды: победитель разработает униформу для работников творческих мастерских в ГЭС-2, расположенных на территории бывшей электростанции, реконструированной по проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно, которая станет общественным пространством с галереями, художественными резиденциями, просветительским центром, кинотеатром, а также набережной и березовой рощей.
Спецодежда понадобится работникам «Сводов», центра художественного производства, в здании которого в конце XIX века располагались водочные склады. Униформу смогут носить мастера и художники, работающие с металлом, деревом, пластиком, керамикой, текстилем, красками, а также административные сотрудники и гости «Сводов».
Однако униформа давно перестала выполнять исключительно утилитарную функцию, современная спецодежда — это зачастую также художественное высказывание, авторы которого наделяют рабочую одежду новыми смыслами.
![2a1d99ce77ab2eb6c804d86bc287c0ccfbf9464278403369abc5e9318d20afae.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/mxe/3vv/jpm/ppkng6ypxmuiidblqse3lde/jwpnqc.jpg?v=1&temp_url_sig=p5fsWRvkt9TNyqC5JG6krg&temp_url_expires=1739496146)
Анзор Канкулов, руководитель направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ, директор «Фонда развития моды»: