Униформа в моде и современной культуре
За что рынок моды так любит спецодежду и почему ее роль в этой индустрии еще никогда не была так велика
В истории есть немало примеров того, что лучший дизайн униформы удается художникам. В 1950-е одними из самых эффектных комплектов одежды для бортпроводников были юбки и жакеты, созданные дизайнерами Dior. А в 1997 году французский модельер Жан-Шарль де Кастельбажак представил знаменитый «радужный» дизайн облачений для пяти тысяч священников Ватикана, в том числе для самого папы. В конце концов, одежду духовенства тоже отчасти можно назвать униформой.
К художникам обратился и фонд V–A–C, запустивший проект «СОЮЗ», первым этапом которого стал конкурс для начинающих дизайнеров одежды: победитель разработает униформу для работников творческих мастерских в ГЭС-2, расположенных на территории бывшей электростанции, реконструированной по проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно, которая станет общественным пространством с галереями, художественными резиденциями, просветительским центром, кинотеатром, а также набережной и березовой рощей.
Спецодежда понадобится работникам «Сводов», центра художественного производства, в здании которого в конце XIX века располагались водочные склады. Униформу смогут носить мастера и художники, работающие с металлом, деревом, пластиком, керамикой, текстилем, красками, а также административные сотрудники и гости «Сводов».
Однако униформа давно перестала выполнять исключительно утилитарную функцию, современная спецодежда — это зачастую также художественное высказывание, авторы которого наделяют рабочую одежду новыми смыслами.
Анзор Канкулов, руководитель направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ, директор «Фонда развития моды»: