«У бизнеса никакого риска уже не осталось. Только страх». Каким увидели будущее и настоящее России на завтраке у Грефа
На деловом завтраке Сбербанка политики, чиновники и бизнесмены спорили о том, что нужно России для того, чтобы совершить «прорыв», и помогут ли ей нацпроекты
78% не верят в нацпроекты
Есть определенный скепсис в том, что реализация национальных проектов приведет к достижению целей, для которых эти проекты создавались, признал Герман Греф в самом начале одного из главных событий ПМЭФ — делового завтрака Сбербанка, тема которого в этом году звучала как «Россия 2024. Как совместить реформы и стабильность». На завтрак пришли вице-премьер Антон Силуанов, глава Минэка Максим Орешкин, глава Счетной палаты Алексей Кудрин, участники списка Forbes Виктор Вексельберг, Олег Тиньков, Григорий Березкин, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и многие другие политики, чиновники и крупные бизнесмены.
Споры вокруг того, способны ли национальные проекты привести к «прорыву» и что нужно для этого прорыва, стали лейтмотивом завтрака.
На видеопрезентации, которую Греф продемонстрировал в начале завтрака, перечислялись основные проблемы российской экономики (реальные доходы не растут с 2013 года, низкий рост ВВП, инвестиции не ускоряются, налоговая нагрузка растет). «Не превратятся ли нацпроекты в формальное выполнение бумажных показателей?» — задавался вопросом голос на видео. После этого Греф перешел к традиционному для себя формату интерактива. Собравшимся в зале политикам, бизнесменам и чиновникам предложили ответить на вопрос — «Смогут ли нацпроекты вывести Россию на темпы роста выше мировых?» Результат оказался однозначным — 78% собравшихся на завтрак не поверили в то, что это произойдет (впрочем, среди госслужащих, пришедших к Грефу, таких оказалось только 39%).
Эхо «перестройки»
Среди тех, кто проголосовал за вариант «нет», оказался президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Правда, он уточнил, что его «нет» стоит трактовать как «скорее нет». Шохин, говоря о нацпроектах, вспомнил восьмидесятые. «Горбачев объявил программу ускорения темпов экономического роста. Потом началась «перестройка». Мне кажется, мы очень близки к повторению пройденного. Сейчас мы говорим о темпах. Но мы подошли к тому, что условием достижения высоких темпов являются реальные реформы», — подчеркнул глава РСПП. О проблемах,