«Она меня и близко не подпустит»: как женщины мешают мужчинам быть хорошими отцами
Мы привыкли слышать, что хорошие отцы — это редкость. И точно так же привыкли винить в этом самих мужчин. Но все ли так однозначно? Ответ на этот вопрос постараемся найти в главе книги Тобиаса Морштедта «Плохие хорошие отцы» (МИФ, 2023).
Район Пренцлауэр Берг в Берлине — настоящий рай для семей. Множество магазинчиков и торговых точек предлагают годовой запас веганских пюре и широкий ассортимент пеленальных столиков «в скандинавском стиле». Чистые мощеные дорожки достаточно широки, чтобы на них могла разъехаться пара колясок-внедорожников, а промоутеры появляются в зеленых зонах не раньше ужина. И все бы прекрасно, но «Большая Мать следит за тобой».
Летом 2021 года на первой полосе журнала Der Spiegel появился следующий тезис: «Именно женщины не дают мужчинам быть активными отцами». Мамы якобы ограничивают своих партнеров в вопросах воспитания и домашнего хозяйства, о чем, среди прочего, свидетельствует и то, как они проводят ревизорскую вылазку в Пренцлауэр Берг, прежде чем позволить своим мужьям гулять там с детьми и общаться с другими папами. Или звонят, пока те на детской площадке, чтобы уточнить, намазан ли ребе нок солнцезащитным кремом, и поругать за купленные в супермаркете подгузники не той марки.
Один из участников с грустью делится историей о том, как он был единственным отцом на занятиях по грудничковому плаванию: «Остальные мамы не были враждебны, но они меня как будто не замечали». Статья о так называемом материнском гейткипинге стала предметом оживленных обсуждений. В еженедельнике Die Welt вышел текст Энн Диттманн под заголовком: «Возьмите себя в руки, папаши!» По мнению автора, гораздо продуктивнее обсудить «отцовскую неэффективность»: «не те» подгузники могут промокнуть, и «кому тогда придется это исправлять?» А журналистка Тереза Бюкер назвала материнский гейткипинг«антифеминистским конструктом, который отрицает ответственность мужчин за собственную эмансипацию».
Пренцлауэр Берг долгое время воспринимался как призма, через которую рассматривали и обсуждали семейную политику в Германии. Безусловно, в чем-то это заслуга многочисленных столичных журналистов, которые не упускают шанса превратить свои повседневные наблюдения в общенациональную полемику. В начале 2000-х, например, бытовала легенда, что это район с самым высоким уровнем рождаемости. Ну а теперь все говорят о несчастных папах-хипстерах, которых властные мамы держат подальше от семейного очага.
Как отмечается в статье из Der Spiegel, достижения отцов «подаются как нечто тривиальное, они игнорируются или становятся объектом иронии». Действительно ли все это — главная причина того, что социальные изменения происходят слишком медленно?
«Когда мы сидим с друзьями или собираемся семьей и начинаем обсуждать детей, мне постоянно кажется, что меня — отца — слегка игнорируют. Стереотипные ожидания несправедливы. Это одна из форм бытового сексизма в отношении мужчин: якобы они не несут ответственности за ребенка и не имеют права брать на себя заботу о нем». Георг, 31 год, независимый журналист, отец годовалой Лии Матильды
Феномен материнского гейткипинга стал важной частью исследований на тему семьи в 1990 е годы. Речь идет прежде всего о сознательных и бессознательных поступках и словах, с помощью которых мамы контролируют или даже исключают участие отцов в домашнем хозяйстве и общении с детьми. Мы давно к этому привыкли, так что у каждого найдется история на эту тему. Например, о том, как женщина, забирая ребенка у мужа, говорит ему: «Давай, я сама». Или извиняется за наряд, выбранный папой, словами: «Конечно, клетка не сочетается с полоской, но, видимо, ему так не кажется».