Три режиссера: как снимали Гайдай, Рязанов и Данелия
30 января 1923 года родился один из великих советских комедиографов — Леонид Гайдай. По просьбе «Правил жизни» кинокритик Кирилл Горячок объясняет, чем почерк Леонида Иовича отличался от почерка его современников — Эльдара Рязанова и Георгия Данелии — и в чем их комедии пересекались.
Леонид Гайдай
Стиль: эксцентрическая комедия
Леонида Гайдая неслучайно при жизни называли «королем советской комедии». Его фильмы — образцы чистого жанра, в которых преобладают условность и гротеск. Гайдаевские кинокартины существуют как бы параллельно эпохе, в которой они снимались, в них почти нет примет советского времени и образа жизни. Режиссер, поклонник голливудских комедий Чарли Чаплина и Бастера Китона, видел в трюках, драках и погонях квинтэссенцию кинематографа. Движение и динамика действия смешат публику, потому что создают нереальную, абсурдную ситуацию.
За эту оторванность от реальной жизни Гайдая часто критиковали коллеги. Считалось, что он не серьезный режиссер и угождает своими фильмами публике. Многие видели в них лишь этакий парк развлечений, куда «сбегали» советские зрители от политики и повседневности. Однако время показало, что кинематограф Гайдая гораздо сложнее, чем некогда казалось. Искусно придуманные гэги и эксцентричные персонажи — только часть яркого и многообразного мира его фильмов, который сплошь состоит из отсылок, пародий и безумной любви к кино.
Персонажи и темы: аутсайдеры против системы
Герои большинства фильмов Леонида Гайдая — обаятельные плуты и аутсайдеры, которые не уживаются среди обычных людей и не могут следовать правилам. Жорж Милославский из «Иван Васильевич меняет профессию» бьется с косностью управдома, а Остап Бендер из «12 стульев» — с глупостью и пошлостью новых советских людей. Гайдай видел в авантюристах и проходимцах самую важную черту в человеке — любовь к жизни. А чиновники, погрязшие в бюрократии и чинопочитании, как, скажем, Петухов из «Жениха с того света» или товарищ Саахов из «Кавказской пленницы», утратили способность чувствовать.
Рядом с благородными плутами или смешными бандитами возникает главный персонаж вселенной Гайдая — инженер Шурик, который невольно оказывается постоянно втянут в какую-то историю. Этот советский интеллигент в очках противостоит лжи и подлости мира своей простотой и наивной честностью. Как ни парадоксально, он тоже оказывается лишним, потому что в глазах Саахова или управдома он неисправимый чудак, не умеющий следовать правилам. В отличие от плутов и авантюристов, Шурик хочет встроиться в систему, но та постоянно его выталкивает. Но у Гайдая именно эти аутсайдеры — лучшие люди на земле.