В каком направлении развивается электротранспорт?

ТехИнсайдерАвто

Будущее из розетки: чего ждать от электромобилей

Аккумуляторы для морозов, батарея в роли рамы и провода с охлаждением: рассказываем, в каком направлении развивается электротранспорт.

Tекст: Сергей Иванов

Революция Tesla

Интерес к машинам, не требующим бензина, возник еще в середине прошлого десятилетия и был напрямую связан с деятельностью компании Tesla. Ее основатели Мартин Эберхарт и Марк Тарпеннинг – а также Илон Маск, выкупивший впоследствии стартап, – реализовали идею, которая прежде никому не приходила в голову, – создать первоклассный электромобиль, не обращая внимания на его себестоимость.

Выяснилось, что если не бояться поднять розничную цену такой машины до 40–80 тыс. долл., то ее запас хода вырастет со 150 до 400 км, а время разгона до 100 км/ч сократится с 12 до 5 с. И внезапно спрос на такую технику оказался во много раз выше, чем можно было ожидать.

Tesla невольно добавила аргументов политикам и общественным деятелям, продвигающим экологическую повестку. Если раньше противники электрокаров утверждали, что такой транспорт слишком дорогой, медленный и не располагает сколько-нибудь приемлемым запасом хода, то с появлением компании Илона Маска единственным возражением против машин на батарейках осталась цена. И тут на помощь пришли дотации на покупку в богатых государствах.

По данным агентства «Автостат», за 2023 год в России продали 14 089 новых электромобилей – в 4,7 раза больше, чем в 2022-м. Если для вас это все еще экзотика, посмотрите вокруг: в любом мегаполисе внимательный наблюдатель за минуту заметит в потоке по меньшей мере парочку электрокаров.

По количеству произведенных электромобилей в четвертом квартале 2023 года Tesla уступила мировое лидерство китайской марке BYD, но на ситуации в целом это никак не отразилось: китайцы повторяют путь Маска, просто их авто дешевле.

Современный массовый электромобиль в зависимости от рынка стоит около 30–45 тыс. долл. У него, как правило, полный привод и минимум 200 лошадиных сил. Тяговой батареи хватает на то, чтобы проехать на одном заряде до 500 км. Даже в условиях российской зимы, расходуя энергию на обогрев салона, такие модели способны преодолеть не менее 200 км. При этом от мощного зарядного терминала батарея полностью заряжается за 1–1,5 часа.

Машин с такими характеристиками уже сейчас можно насчитать десятки. Tesla Model 3 и Model Y, Volkswagen ID.4, BYD Yuan Plus, Zeekr 007 и Zeekr X, Ford Mustang Mach-E, Hyundai IONIQ 5, Nissan Ariya – список можно продолжать еще долго. И это только в массовом, не премиальном сегменте. Словом, электрическое будущее уже наступило. Вопрос в том, что дальше.

Верхний ряд: Tesla Model Y (коэффициент аэродинамического сопротивления Cx = 0,23), BYD Yuan Plus (Cx = 0,29); нижний ряд: Zeekr X (Cx = 0,28) и Hyundai IONIQ 5 (Cx = 0,29).

Удвоение напряжения

Hесколько десятилетий назад в нашей стране изменили напряжение в бытовой электросети – с прежних 127 В перешли на 220. Нечто подобное сейчас происходит в мире электромобилей. В подавляющем большинстве электрокаров используются литиевые источники питания, напряжение которых колеблется в районе 3,6–3,7 В. Разумеется, в машинах стоит не один аккумулятор, а целая батарея из сотен элементов.

Изначально большинство автопроизводителей предпочитали работать с напряжением примерно 400 В. У этого параметра, однако, есть важное ограничение. Из школьного курса физики мы помним, что при передаче электроэнергии сила тока прямо пропорциональна напряжению. Иными словами, чтобы передавать батарее больше энергии, при зарядке надо повысить либо силу тока, либо вольтаж.

Увеличение силы тока приводит к росту сопротивления и необходимости расширять пропускную способность проводов. В крупных зарядных терминалах уже сейчас применяются кабели с жидкостным охлаждением. Альтернатива – повышение напряжения. Сегодня стандартом становятся 800 В – это позволяет добавить мощности, не меняя ни силу тока, ни сечение кабелей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Умирающая хромосома Умирающая хромосома

Y-хромосома — cамая маленькая в человеческом геноме, она продолжает уменьшаться

ТехИнсайдер
Весь в отца: существуют ли гены лишнего веса и что с ними делать? Весь в отца: существуют ли гены лишнего веса и что с ними делать?

Спросили у эксперта все, что вы хотели знать о генах лишнего веса

Правила жизни
Фиаско Илона Маска Фиаско Илона Маска

Почему не сработала идея вакуумного транспорта – гиперлупа?

ТехИнсайдер
Повышаем обороты Повышаем обороты

Как разогнать метаболизм без спортзала и диет?

Лиза
Самолет комсомольцев Самолет комсомольцев

Уникальный авиационный проект, созданный комсомольцами и на деньги комсомола

Популярная механика
Перерыв на обед Перерыв на обед

Несколько доступных вариантов легкого обеда и перекусов в офисе

Лиза
Главный экспонат Главный экспонат

Автомобили, на которых люди станут ездить (и даже летать) в ближайшее время

ТехИнсайдер
В современном прочтении В современном прочтении

Интерьер на стыке классики и минимализма

SALON-Interior
Франция заморская Франция заморская

«А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?»

Дилетант
11 идей прелюдии, которые должна попробовать каждая женщина 11 идей прелюдии, которые должна попробовать каждая женщина

Собрали лучшие идеи для прелюдии — выбирай и тестируй!

VOICE
Детальный подход Детальный подход

3D-принтеры приходят на помощь тяжелой промышленности

ТехИнсайдер
Финтех, крипта, долларизация: как Латинская Америка справляется с валютным хаосом Финтех, крипта, долларизация: как Латинская Америка справляется с валютным хаосом

В Латинской Америке появилась россыпь стартапов-«единорогов» в финтех-сфере

Forbes
Место в мире Место в мире

Чтобы найти свою планету в огромной Вселенной, нужно знать точный адрес

ТехИнсайдер
«Участие бизнеса необходимо  на каждом этапе формирования  кадрового резерва» «Участие бизнеса необходимо  на каждом этапе формирования  кадрового резерва»

О роли бизнеса в создании кадрового потенциала для развития нефтегазовой отрасли

РБК
Гитлер и Сталин как полководцы Гитлер и Сталин как полководцы

Расследование военного историка Алексея Исаева

Популярная механика
По грибы, по ягоды: как выбрать сушилку для овощей и сохранить урожай По грибы, по ягоды: как выбрать сушилку для овощей и сохранить урожай

Никаких больше уксусных закаток и баклажанной икры — выбираем сушилку для овощей

ТехИнсайдер
Город вокруг урочища Город вокруг урочища

Петрозаводск: успешная трансформация государственного индустриального города

Weekend
11 книг, которые надо прочитать всем, кто хочет быть богатым (и кто уже богатый — тоже) 11 книг, которые надо прочитать всем, кто хочет быть богатым (и кто уже богатый — тоже)

Книги, которые советуют бизнесмены, предприниматели и филантропы

Inc.
Она — легенда: как Сьюзен Войджицки стала ролевой моделью для многих женщин в бизнесе Она — легенда: как Сьюзен Войджицки стала ролевой моделью для многих женщин в бизнесе

Почему Войджицки была не просто легендой в технологической индустрии

Forbes
Инновационные решения ЦНИРТИ армии и флоту к 120-летию РЭБ Инновационные решения ЦНИРТИ армии и флоту к 120-летию РЭБ

Основные направления деятельности ЦНИРТИ сегодня

Обозрение армии и флота
6 главных отличий нарцисса от обычного обиженного эгоиста 6 главных отличий нарцисса от обычного обиженного эгоиста

Не каждый токсичный человек — нарцисс. Как отличить его от эгоиста?

Psychologies
Фьюзинг: дедовский метод Фьюзинг: дедовский метод

Процесс создания красоты, «фьюзинг», — давняя и довольно традиционная технология

КАНТРИ Русская азбука
Как пустышка становится лекарством: что общего у гомеопатии и психотерапии Как пустышка становится лекарством: что общего у гомеопатии и психотерапии

Почему плацебо помогает при болезни Паркинсона?

Forbes
Правда или миф: действительно ли панама была придумана в Панаме? Правда или миф: действительно ли панама была придумана в Панаме?

Кто придумал панаму и почему она так называется?

ТехИнсайдер
Мир до Александра. Путешествие начинается… Мир до Александра. Путешествие начинается…

География древнего мира: что греки знали о землях, странах и народах?

Знание – сила
«Еда – сердце ресторана, а музыка – его душа» «Еда – сердце ресторана, а музыка – его душа»

Звезда мировой гастрономической сферы Гагган Ананд – о дизайне впечатлений

Правила жизни
Как растет взаимодействие с Китаем Как растет взаимодействие с Китаем

Китай и Россия на фоне западных санкций стали друг для друга выгодными

РБК
10 способов натренировать «мускулы храбрости» 10 способов натренировать «мускулы храбрости»

Храбрость — не врожденное качество, а навык, который можно натренировать

Psychologies
С чистого листа С чистого листа

Основные возрастные кризисы, которые случаются в жизни почти каждой женщины

Лиза
Деликатесы со всего мира Деликатесы со всего мира

Необычные деликатесы, которые вы есть не стали бы

Зеркало Мира
Открыть в приложении