«Театр — проводник инноваций, которые создают норму»: зачем региональной сцене технологии?
Существует стереотип, что современные технологии внедряют в основном театры культурных столиц — Москвы и Санкт-Петербурга. Развенчиваем миф и разбираемся, как инновации влияют на посещаемость региональных спектаклей и почему театры сегодня стали мультижанровыми. А еще расскажем, зачем культурным институциям думать о комфорте посетителей и при чем здесь ноу-хау XXI века.
Никто не спорит, что разница между столичными и региональными театрами существует. Как говорит исполнительный директор Пермского академического Театра-Театра Егор Мухин, «с одной стороны, мы все создаем театр и главное для нас — зритель в зале и актер на сцене. С другой стороны, ресурсы распределены неравномерно: у столиц больше финансовых возможностей и медийных лиц, например, а у регионов больше свободы для экспериментов, поиска и интеграции технологий». Именно поэтому региональные театры одними из первых внедряют современные ноу-хау. Но обо всем по порядку.
О столичных театрах и их инновационных возможностях
Технологии на сцене уже давно стали новой нормой, без которой театр не сможет в полном объеме выполнять ключевые функции — производить впечатление на зрителей и вызывать у них искренние эмоции. Современная публика привыкла к первоклассной компьютерной графике на экране, от спектаклей она ждет похожего экшена с пролонгированным вау-эффектом после просмотра. Так современный театр стал сложной технической и цифровой конструкцией. Например, в Театре на Трубной установили сцену-трансформер, где можно использовать пять видов сценографии. Помимо классического расположения, она может становиться полноценным подиумом, протянутым через весь зал (как в спектакле «Толстого нет»). Сценой Мобильного художественного театра вообще стал город: достаточно скачать приложение, выбрать аудиоспектакль и отправиться на променад по столице. Питерский Театр имени Андрея Миронова пошел еще дальше и выпустил первый NFT-спектакль «Дядя Ваня». Технология детально зафиксировала работу актеров на сцене, а после театр создал NFT-коллекцию образов постановки.
Современные ноу-хау в театре не ограничиваются динамическим освещением, видеопоказами и равномерным распределением звука в зале. Ведь аудитория привыкла не только к спецэффектам и качественному контенту, но и к комфорту. Классический бытовой пример: очереди в продуктовых магазинах заменил онлайн-заказ товаров.