Гендиректор «Сибура» Михаил Карисалов занимается добычей потерянных сокровищ

TatlerСтиль жизни

Россия нас не забудет

Гендиректор «Сибура» Михаил Карисалов в свободное от переработки газа время вместе с женой Еленой занимается добычей других достояний России — потерянных сокровищ императорских дворцов

Шерстяной костюм, хлопковая футболка, все Brioni.

На бирке три буквы: ИЗД. «Императорский Зимний дворец, — расшифровывает мне Михаил Карисалов. — Эрмитажный комод дилеры продают, как раз перед вашим приходом прислали фотографию». В нашу прекрасную эпоху диджитала путь человека, желающего продать фамильный императорский стол, укоротился до двух шагов — достать номер мобильного телефона генерального директора «Сибура» и отправить ему вотсап. А достать много проще, чем сто лет хранить в целости комод с заветными буквами. Карисаловы известны в узких кругах обладателей антиквариата лет тридцать. Но в последнее время особенно ими любимы — с тех пор как в 2012‑м Михаил впервые явил миру сокровища своей семьи. Показал Боровиковского, Брюллова, Тропинина, Маковского в Екатерининском дворце Царского Села, попутно подарив музею столик-бобик в стиле жакоб и порфировую вазу Колыванской фабрики.

Дальше Михаил продемонстрировал в Музее А. С. Пушкина свою русскую наборную мебель и отблагодарил институцию письмами Тургенева — включая одно-единственное письмо, сохранившееся из переписки Ивана Сергеевича с младшей дочерью Александра Сергеевича. В музее «Павловск» были представлены карисаловские античные вазы, в Историческом музее — серванты мастера Гамбса, того самого, за стульями которого охотился Остап Бендер (стульев в коллекции Михаила, кстати, нет). Накануне нашей встречи все в том же Историческом музее закончили показывать резную кость — сто двадцать ларцов-теремков из кости моржа, икон из бивней мамонта и иного искусства мастеров Русского Севера. По итогам коллекция музея на Красной площади, само собой, пополнилась «приличным», как формулирует сам Михаил, количеством резных шкатулок.

Отдыхающая от выставок часть монументального собрания Карисаловых квартирует в специальном семейном хранилище подле Адмиралтейства в родном для семейства Петербурге. В московском доме Михаила и его жены Елены нет ломберных столиков с маркетри и апулийских амфор с сатирами. Зато об искусстве, что там есть, не надо проводить ликбез ни гостям, ни корреспонденту светского журнала. В холле стоит «Космический носорог» Сальвадора Дали. Карисалов выменял скульптуру у товарища по счастью собирать русскую мебель, владельца галереи «Три века» Андрея Руденцова: Елена, с тех пор как шестнадцать лет назад познакомилась на отдыхе в Испании с творчеством Дали, им интересуется. Сам Михаил ценит Эрнста Неизвестного — убедительного вида бронзовые кулаки мирно стоят у простенка в столовой. Над Неизвестным висит «Ломаный стол» Николя де Сталя. Французского художника русских кровей и трудной судьбы Елена полюбила на выставке в Музее Пикассо, когда Карисаловы отдыхали в Антибе: их дача находится рядом с музеем. «У де Сталя очень активные мазки, — разъясняет свои чувства Елена. — Благодаря им картина под разными углами выглядит по-разному. Она живая. А вот как жить с наборной мебелью, мне совершенно непонятно».

Кожаное платье, Dior; шерстяная водолазка, Céline; кожаные ботинки с искусственным жемчугом, Jimmy Choo; сотуар из белого золота с жемчугом и бриллиантами, Cartier; кольцо из белого золота с жемчугом и бриллиантами, Graff.

Двухэтажный дом в Малом Знаменском переулке Елена оформляла самостоятельно. В середине двухтысячных им с Михаилом очень нравился стиль ар-деко. «Но в чистом виде мы его не хотели, немножко осовременили, — рассказывает хозяйка. — Так, чтобы интерьер расслаблял». В их первой московской квартире, съемной, на Якиманке, было иначе. Тогда Елена обожала сериал «Секс в большом городе», так что активно использовала в декоре черно-белые фотографии, как в квартирах Шарлотты и Кэрри. Конечно, не артхаус Дианы Арбус, а снимки доброго советского классика Владимира Лагранжа. «Все эти автоматы газированной воды, ребята, играющие в классики, девочки в платочках, завязанных так, как мне завязывала мама, возвращали меня в детство», — вспоминает Елена. Потом были другие съемные дома и другие любимые авторы. Когда появилось собственное жилье и захотелось оформить кинозал, вспомнили, что Михаил уважает «Крестного отца». Перелистали недавно купленный Еленой альбом Стива Шапиро, который фотографировал Марлона Брандо, Роберта Де Ниро, Аль Пачино на многочисленных съемочных площадках саги. Набриолиненные мафиози в перерывах между дублями корчили веселые рожи — Карисаловым так понравилось, что у них теперь два десятка снимков Шапиро, некоторые подписаны мастером специально для Елены.

Есть в ее личной коллекции и обязательные Аведон, Демаршелье, Ритц, Тестино. «Кому-то дарят бриллианты, машины, дома, а мой супруг мне дарит авторов, которых я очень люблю, — рассказывает Елена. — В основном это происходит так: я хожу по выставке или листаю дома чей-нибудь альбом и начинаю вздыхать: «Ты посмотри, какая работа! Как это красиво!» А потом на значимую для нас дату я получаю эту работу».

Снимков уже столько, что Елена решила пойти по стопам мужа. В Барыковском переулке, что за музеем Ольги Свибловой, на месте служебной постройки Барыковской богадельни для бедных престарелых женщин, возведено трехэтажное «пространство красоты», названное Still, что по-английски значит «стоп-кадр». Экспозицию мэтров западного глянца Карисалова собирается менять каждые полтора месяца. Еще в ее планах — время от времени устраивать персональные выставки отечественных мастеров. «Много лет мы сотрудничаем с Димой Исхаковым, работали с Эстер Гельман, которая популяризировала в России фотографию новорожденных. Недавно, до нашей с вами съемки, работая над открытием Still, я познакомилась с Данилом Головкиным. Так вот выяснилось, что ни у одного из них не было серьезной выставки, с напечатанным каталогом. Я хочу им в этом помочь».

Помимо красоты души в Still занимаются и красотой тела, для чего придуманы «иммерсивные процедуры». «Очень много таких пространств существует на рынке, — признает Елена. — Но после закрытия Inochi на Пречистенке, куда я раньше ходила, меня везде что-то не устраивало». В Still есть, например, закрытый от посторонних глаз кабинет на втором этаже, куда с парковки ведет отдельный вход. В обычных кабинетах хватило бы места не только для обнаженных красавиц Херба Ритца, но и для микеланджеловского Давида. «Если бы цель была только заработать деньги, можно было нарезать шесть кабинетов по три квадратных метра, — рассказывает Елена. — А мы сделали на каждом этаже два, но по пятнадцать. Хотелось создать комфортное пространство, в котором можно было бы делать процедуры комплексно. В Москве ведь ни у кого нет времени».

Торжественное открытие уже работающего спа, совмещенное с вернисажем фотоколлекции Елены Карисаловой, пройдет 15 октября не где-нибудь, а в Пушкинском музее, что от их дома через дорогу. С соседями у коллекционеров прекрасные отношения. Михаил — меценат ГМИИ высшего уровня «Платина» (кроме него этот титул носит только медиамагнат Иван Таврин, и даже Марианна Любимовна Сардарова — меценат всего лишь золотой). Последняя по времени щедрота Карисалова — восемь десятков античных реликвий, включая тринадцать бронзовых шлемов из древнегреческих провинций. Провенанс у шлемов блестящий, как они сами: описаны искусствоведами Эрмитажа и были выставлены два года назад подле египетских божков из коллекции императрицы Марии Федоровны в Павловске. «Антика, конечно, абсолютно не наше, — рассказывает Михаил. — Мы с Еленой решили предложить их Марине Девовне (Лошак, директор ГМИИ. — Прим. «Татлера»). Ведь когда говорят «Пушкинский музей», имеют в виду в первую очередь импрессионистов и антику. Такого большого дара у Пушкинского музея ни разу не было».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Агенты перемен Агенты перемен

Доска почета достижений народного хозяйства

Собака.ru
Бракованная игрушка. Почему самый дорогой истребитель не летает Бракованная игрушка. Почему самый дорогой истребитель не летает

Проблемы истребителя F-35 давно изучаются как отдельными мировыми экспертами

Forbes
Трудно дышать и нет сил жить: что нужно знать про анемию Трудно дышать и нет сил жить: что нужно знать про анемию

Почему возникает анемия, как она проявляется и чем грозит организму?

Cosmopolitan
Подвигаемся! Чем поможет активное поведение в родах? Подвигаемся! Чем поможет активное поведение в родах?

Активное движение – эффективный способ облегчить боль при родах

9 месяцев
«А мне помогает!» «А мне помогает!»

Восемь популярных мифов о нашем здоровье

Русский репортер
Мощное лекарство. Почему со стрессом лучше не бороться Мощное лекарство. Почему со стрессом лучше не бороться

Как правильно использовать стресс без вреда для здоровья

Forbes
Партнерство от Бога: почему богатеют Михельсон и Тимченко Партнерство от Бога: почему богатеют Михельсон и Тимченко

Один из самых успешных бизнес-альянсов в России

Forbes
Burito Burito

Burito приехал к нам в студию поделиться мыслями и обменяться энергией

Playboy
«Кузькина мать»: история самой мощной ядерной бомбы в истории «Кузькина мать»: история самой мощной ядерной бомбы в истории

История гонки вооружений СССР и США

Maxim
15 специалистов по красоте лица и тела 15 специалистов по красоте лица и тела

Эти косметологи и хирурги сделают все, чтобы про вас говорили: «Огонь!»

Tatler
Погоня за удовольствиями в гоночный уикенд в Сочи Погоня за удовольствиями в гоночный уикенд в Сочи

Формула-1 Гран-При России — идеальный повод приехать в Сочи в эти выходные

Esquire
Рыба с душком. В офисе «Норебо» прошли обыски Рыба с душком. В офисе «Норебо» прошли обыски

Сооснователь «Норебо» пытается отсудить у партнера треть бизнеса

Forbes
6 экзотических лимузинов и другие способы прокатиться с ветерком 6 экзотических лимузинов и другие способы прокатиться с ветерком

На чем прохватить по району, чтобы все скончались от зависти

Maxim
Раздеваться не стоило: откровенные снимки звезд, которые никому не понравились Раздеваться не стоило: откровенные снимки звезд, которые никому не понравились

Раздеваться не стоило: откровенные снимки звезд, которые никому не понравились

Cosmopolitan
Будь на стриме Будь на стриме

Как стриминговые сервисы убили музыкальный бизнес и открыли новых звезд

Esquire
ОМ в горле ОМ в горле

Сергей Минаев и Игорь Григорьев о том, как меняют культуру новые артисты

Esquire
Секреты шести самых зрелищных кинотрюков Секреты шести самых зрелищных кинотрюков

Летать, выпрыгивать из горящей машины, разбивать спиной стекло?

Maxim
5 нездоровых шаблонов отношений, вызванных детскими травмами 5 нездоровых шаблонов отношений, вызванных детскими травмами

Представления о «здоровых отношениях» не заложены в нас с рождения

Psychologies
Химия счастья: как заставить гормоны работать Химия счастья: как заставить гормоны работать

Самый желанный рецепт, секрет которого хотел бы знать каждый, — рецепт счастья

Psychologies
Есть ли жизнь после экзаменов Есть ли жизнь после экзаменов

7 вызовов, стоящих перед школой в цифровую эпоху

Русский репортер
Неизбежность сервиса: технологии, которые изменят все Неизбежность сервиса: технологии, которые изменят все

На место экономики продаж приходит экономика сервиса

Forbes
10 полезных фишек автомобиля, о которых следует знать 10 полезных фишек автомобиля, о которых следует знать

О сколько нам открытий чудных готовит твой автомобиль

Maxim
Ложа масонов глобальной сети: может ли одна организация отключить интернет Ложа масонов глобальной сети: может ли одна организация отключить интернет

Ожидаемые перебои интернета 11 октября могут затронуть до 750 млн человек

Forbes
Теплом согреты Теплом согреты

Как провести время в Израиле

Лиза
Подарок патрона. Как бизнесу получить господдержку Подарок патрона. Как бизнесу получить господдержку

Как предпринимателю получить финансирование?

Forbes
11 фактов об 11 сериях «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», сэр 11 фактов об 11 сериях «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», сэр

Мы расскажем тебе даже про овсянку, которую ел Никита Михалков

Maxim
5 роковых ошибок в любви: не стоит их повторять 5 роковых ошибок в любви: не стоит их повторять

Разбираемся с экспертом, как вести себя с мужчиной

Лиза
В Голливуде не осталось ничего святого! MAXIM посмотрел «Игрушки для взрослых» В Голливуде не осталось ничего святого! MAXIM посмотрел «Игрушки для взрослых»

В комедии «Игрушки для взрослых» убивают, спаивают и совращают плюшевые игрушки

Maxim
Превратности климата. Станет ли Севморпуть новым Суэцким каналом Превратности климата. Станет ли Севморпуть новым Суэцким каналом

Превратности климата. Станет ли Севморпуть новым Суэцким каналом

Forbes
Хватит выбрасывать деньги. Чем заменить неэффективные тимбилдинги Хватит выбрасывать деньги. Чем заменить неэффективные тимбилдинги

Совместное решение проблем сближает сотрудников больше, чем веревочные курсы

Forbes
Открыть в приложении