Он перо приравнял к штыку
Англия, начало XVIII века. Полтора десятилетия назад свершилась «Славная революция», на престол взошли соправители — супруги Вильгельм III Оранский и Мария II, урождённая Стюарт. Приняты важные законы, гарантирующие ограничение королевской власти парламентом. Две политические партии — виги (либералы) и тори (консерваторы) — борются между собой за право сформировать правительство.
Человек эпохи просвещения
Даниель Дефо первые три десятка лет своей жизни звался Даниелем Фо — аристократическую приставку к фамилии, которая когда-то была у его фламандских предков, он вернул себе уже взрослым человеком с ярко выраженной авантюрной жилкой. Всю жизнь он пытался так или иначе заработать большие деньги: занимался предпринимательством, вкладывал деньги в различные проекты в диапазоне от чулочной фабрики и кирпичного завода до торговли вином. При этом полтора десятка раз разорялся (бывало и по-крупному), даже был должником собственной тёщи.
При всём его авантюризме Дефо всегда тянулся к знаниям, в этом смысле он был типичным человеком эпохи Просвещения. Изучал языки — как классические, так и современные, писал стихи и в конце концов нашёл себя в публицистике. Наибольшую известность нашему герою принесли сатирические произведения, направленные главным образом против политических противников Вильгельма III, которого Дефо безоговорочно поддерживал. Король обратил на талантливого памфлетиста своё благосклонное внимание, судя по всему, после сатиры «Прирождённый англичанин», где высмеивались снобы-аристократы, потешавшиеся над голландским акцентом и иностранными манерами монарха.
Петух в конюшне
К 1702 году Дефо прочно встал на путь, ведущий его к неофициальному титулу «первого придворного пера», но Фортуна в очередной раз проявила себя дамой капризной: после смерти бездетного короля на престол вступила его свояченица Анна, симпатизировавшая тори. Дефо то ли не успел осознать, что всё меняется, то ли не придал этому значения. А зря…
В конце 1702 года появился и начал ходить по рукам (соцсети XVIII века) безымянный памфлет «Простейший способ разделаться с диссидентами». Начинался он с пересказа притчи: «Случилось как-то Петуху попасть в конюшню к Лошадям, и, не увидев ни насеста, ни иного удобного пристанища, он принуждён был разместиться на полу. Страшась за свою жизнь, ибо над ним брыкались и переступали Лошади, он принялся их урезонивать с большой серьёзностью: "Прошу вас, джентльмены, давайте стоять смирно, в противном случае мы можем растоптать друг друга!"…»
К чему это всё? Памфлет был написан якобы от лица ревностного, воинствующего тори, сторонника королевы Анны: «Сегодня очень многие, лишившись своего высокого насеста и уравнявшись с прочими людьми в правах, весьма обеспокоились — и не напрасно! — что с ними обойдутся, как они того заслуживают, и стали восхвалять, подобно эзоповскому Петуху, Мир, Единение и достодолжную христианскую Терпимость, запамятовав, что отнюдь не жаловали эти добродетели, когда стояли у кормила власти сами… На это нам, возможно, возразят, что церкви ныне ничего не угрожает со стороны диссидентов и нас ничто не вынуждает к срочным мерам.