Правило № 67: Не играйте на путях
Коуч Алексей Ситников исполняет свою версию арии «Что наша жизнь? Игра!» и просит слушателей быть осторожнее.
Вы видели на бульваре рядом с Петровкой, 38 солиднейшую вывеску «Академия киберспорта»? Эксперты индустрии видеоигр Digital Development Management подсчитали, что мировые инвестиции в их сферу в ковидном 2020 году выросли на 77 % — до $13,2 млрд. Но дело не только в карантине. Магия формирования общественного мнения поработала очень хорошо: компьютерные игры уже не модно считать злом, теперь это настоящий вид спорта с инвестициями. А родителей, которые плачут над пропадающим в игре сыном, маркетолог утешает тем, что дитя идет в ногу с веком.
Мне кажется, что отношения человека с игрой сейчас гораздо сложнее, чем просто шагание в ногу. Для начала, никто не отменял тот факт, что игромания — это психическое заболевание, которое входит в Международную классификацию болезней под шифром F63.0. Как любая мания, она означает зашкаливающий уровень допамина. Лудомания — то же самое. У философа Йохана Хёйзинги есть трактат Homo ludens — «Человек играющий». Homo faber (человек делающий) и homo ludens — с философской точки зрения оба способа жить вписываются в норму. На практике же игроманов приходится лечить — таблетками и психотерапией. Но речь сейчас не о медицине, а о судьбе и мировоззрении.
Я, в принципе, не против виртуальных миров. Под этим соусом готов даже вспомнить былую любовь к группе ABBA. Но мне интересно не то, что 5 ноября они выпускают новый альбом (судя по синглам, это повторение пройденного). Круто то, что на востоке Лондона специально ради них построили зал, где с 27 мая шесть раз в неделю аватары — ABBAтары — великолепной четверки будут давать концерты. Еще немножко, и придешь к выводу, что новые технологии позволяют человеку продлить срок годности своих физических суперспособностей — например, к тому, чтобы два часа прыгать на сцене. А если суперспособностей не было, виртуальная игра их даст, и он превратится в другую, более совершенную личность.
Так, да не так. Настоящие изменения в человеке происходят на уровне мировоззрения. Судьба зависит от четырех вещей. Первое — насколько адекватно ты понимаешь этот мир. Второе — насколько разумно распоряжаешься ресурсами. Третье — как ловко у тебя получается меняться и адаптироваться. Четвертое — как ты управляешь своим временем. В рамках проекта Karmalogic у нас выходят соответственно четыре книги, по тому на каждый пункт, так что будет возможность без спешки разобраться. А вот с игроманией лучше разбираться быстро — за три-четыре года болезнь успевает развернуться в полную мощь. Граница между киберспортом, виртуальными развлечениями и манией тонкая — родители или другие близкие чересчур увлекшегося могут не сообразить, что он болен.