Ты стал другим
У современных мужчин катастрофически падает уровень тестостерона. В чем причина и что с этим делать, выяснила Дарья Кузнецова.
Ранним утром на залитой солнцем террасе барселонского кафе моя приятельница Регина с интересом наблюдала за одной русскоговорящей семьей «с достатком явно выше среднего, но с такой напряженностью во взгляде и поведении, что дружелюбные каталонцы стали отсаживаться от них подальше». Тон задавал муж, грузный мужчина лет пятидесяти, вытиравший пот с лысеющего лба и с тихой ненавистью выговаривающий что-то своей спутнице, ровеснице в прекрасной физической форме. Мужчине явно было нехорошо, он обмахивался журналом, нервно говорил с официантом, расстегивал воротник дорогой рубашки, пытался снять с отекших ног яхтенные туфли. Дама внимала его эскападам с замороженной улыбкой, и Регина стала мысленно посылать ей сообщения: «Не терпите, не стоит, не нужно себя ломать».
Эта сценка напомнила Регине ее личную историю. Со своим мужем, сейчас уже «экс», они прожили вместе двадцать пять лет, играючи преодолев все кризисы молодой семьи, пережив шестнадцать переездов в четырех странах, экономические потрясения и даже утрату новорожденных детей. У них было море шансов расстаться навсегда, причем с громкими скандалами, но все эти трудности, казалось, лишь закаляли их и делали ближе. «С годами любовь перешла в добрую дружбу с налетом сексуальности, но «бог мой, чего ты хочешь после стольких лет вместе», с улыбкой говорил мне муж, — вспоминает Регина. — Я, как ни странно, хотела большего, но давила свои порывы, дабы не нарушить покой наших детей, друзей и родных. Короче говоря, мы были эталоном успешного партнерства. И тут ему исполнилось пятьдесят. Все начиналось с мелочей — прибавки веса, отказов от поездок и сюрпризов, а также с привычки сидеть у телевизора допоздна и приходить в спальню, когда я вижу десятый сон. Добавилась постоянная раздражительность и усталость, неуверенность в принятых решениях и странная тревожность. Я изо всех сил делала хорошую мину при плохой игре. Но тут начались жалобы и легкие наезды: «Что-то ты перестала быть женственной», «Привыкла быть начальником, а я не могу спать с руководителем бизнеса, это меня угнетает», «Неплохо бы тебе похудеть» (это при моих лишних двух килограммах и его двадцати)», «Я не чувствую уважения к себе». Как ни глупо это звучит, я не замечала подвоха, старалась худеть, покупать сорочки Agent Provocateur и прощать все колкости в свой адрес. При этом секса становилось все меньше, а телевизора и поездок «по делам» все больше».
Но однажды Регина не выдержала и пригласила мужа на очную ставку, надеясь услышать в ответ «ну и фантазии у тебя». Не тут-то было.
«После очередного детального рассказа о моих недостатках он признался, что уже несколько месяцев парит в облаках, влюблен в молодую нимфу и безумно счастлив. Но я не должна переживать, семью он бросать не планирует». Вот так началась ее новая, счастливая жизнь. Только Регина это не сразу поняла.
«Для мужчин после пятидесяти отношения с молодыми партнершами — как капельница с энергетиком, зажигающим юношеский огонь. Вот только реальность такова, что тело уже состарилось и секреция гормонов пошла на убыль. Так что новый страстный роман — лишь эмоциональная подделка. Если не корректировать гормональный уровень, симптомы быстро вернутся и вновь захочется «новизны». Обо всем этом Регине рассказал ее доктор, знаменитый эндокринолог, президент Всемирного общества антивозрастной медицины Тьерри Эртог (в Барселоне он принимает в консультационном центре в Alôft Health Boutique). За те годы, что Тьерри уберегал ее от симптомов и последствий менопаузы, у них сложились доверительные отношения, поэтому не рассказать о причине своего стресса она не могла. И пришла в ужас: заняться профилактикой климакса у мужа ей даже не приходило в голову.
Что такое менопауза, в общих чертах знают все: снижение выработки женских половых гормонов, тянущее за собой массу проблем со здоровьем, настроением и внешностью. Так вот, все это идеально подходит для описания андропаузы, или «мужского климакса». Только гормон снижается мужской — тестостерон. И да, у них тоже бывают приливы: в районе сорока, когда начинается заметная перестройка гормональной системы, они диагностируют у себя ночную потливость. А некоторые — и «попины уши». И шуточки из серии «если у женщины климакс, то это не значит, что должны портиться российско-германские отношения», уже оставляют при себе.
У эндокринологов сегодня работы непочатый край: уровень тестостерона у современного мужчины тридцати — тридцати пяти лет куда ниже, чем у его отца в том же возрасте. Виновными в этом врачи признают множественные токсины из окружающей среды и пищи, а также стресс и электромагнитное излучение. Как мы помним, тестостерон вырабатывается по большей части в тестикулах и немного в надпочечниках. Телефон в кармане, ноутбук на коленях — лабораторные исследования показывают, что такое соседство сильно влияет на мужскую фертильность. Приводит к снижению жизнеспособности сперматозоидов и даже к фрагментации их ДНК. Дошло до того, что на проблемы с либидо и эрекцией стали все чаще жаловаться молодые люди, едва окончившие институт: жизнь в мегаполисе отжимает соки очень рано. Андрогенный дефицит врачи считают причиной и актуального сегодня синдрома выгорания. И тем, кто чувствует себя не таким креативным, уверенным и продуктивным, как раньше, отчаянно рекомендуют подсчитать гормоны.