Атлант расправил плечи
За два лучших просветительских проекта в русском интернете надо благодарить Анастасию Чухрай, золотую девочку Москвы нулевых. Альберт Галеев выяснил, как она воспитывает собственных детей в лондонском офлайне.
«Мне кажется, я очень везучая. Нечасто появляется возможность остановиться и подумать: «Что для меня самое важное? Чем бы я хотела заниматься?» Так Анастасия Чухрай вспоминает время, когда был придуман самый значимый ее проект — онлайн-академия «Арзамас». Дело было в середине две тысячи десятых. Настя, золотая девочка Москвы до нашей, татлеровской эры, жила в Лондоне. Была счастлива замужем за Алексеем Резниковичем, тогда главой телекоммуникационного бизнеса инвестиционного холдинга Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичёва LetterOne. Воспитывала старшую дочь, старшеклассницу девичьего пансиона St Mary’s Calne Аню. Выбирала школу для средней дочери Маши. И где-то между всем этим поняла, что не хочет возвращаться на старую работу. В нулевые Чухрай была ведущей на российском телевидении. Корреспонденту «Татлера» особенно дороги воспоминания о ее программе «Гнездо» на канале «Домашний»: дочь прекрасного кинорежиссера и внучка кинорежиссера великого неспешно и тактично расспрашивала представителей столь же хороших семей, как они вьют свои переделкинские, барвихинские, кратовские гнезда.
В наше время на телевидении все больше рассказывают, как в семейном гнезде правильно уложить ламинат, и показывают все, что скрыто в фамильных шкафах. Ведущую с фамилией, соответствующей ее телегеничности, разумеется, звали обратно в «Останкино». «Но предложения, которые поступали, были не совсем про меня, — рассказывает мне сейчас Чухрай в ресторане Cantinetta Antinori, одном из ее любимых мест в Москве, где «вкусно, как-то непафосно празднично и куда приятно прийти», оказавшись в родных Хамовниках. — У меня никогда не было желания быть на телике просто ради того, чтобы быть. Хотелось если и заниматься каким-то проектом, то таким, который что-то менял бы, не был бы исключительно развлекательным. Те, кто строит карьеру, говорили: «Попробуй, начни с того, что предлагают, пройди несколько этапов — и в какой-то момент придешь туда, куда тебе нужно». Но я решила пробовать нечто другое».
Настя, мама детей поколения Z, решила сделать образовательный офлайн-проект. И поехала с мужем на экономический форум в Давосе. Именно в тот 2013 год одной из его тем было образование нового века. На швейцарские склоны прибыла, конечно, и делегация свежеиспеченного Сколковского института науки и технологий. Однако главными звездами стали основатели образовательных онлайн-платформ Coursera и Udacity из Кремниевой долины. Сейчас у них миллионы слушателей по всему миру и тысячи курсов. А тогда стартапам, придуманным учеными из Стэнфорда и Гарварда, было по полгода и финансистов планетарного масштаба интересовало, как эти энтузиасты собираются монетизировать такое эфемерное явление, как тяга людей к обучению. «На форуме много и интересно говорили об онлайн-образовании, — вспоминает Чухрай. — О проблемах, но и о новых возможностях, о доступности, разных форматах. Я подумала тогда: «У нас огромная страна, и именно онлайн даст возможность лучшим представителям академического сообщества делиться знанием с аудиторией в регионах, а не только в больших городах, где бурлит музейная и университетская жизнь».
Пока между Москвой и Лондоном создавался «Арзамас», успела дебютировать на Балу «Татлера» дочь Насти Аня и родиться младший сын Гриша. Молодая мать предпочла ограничиться ролью основателя стартапа и остаться в тени садов Кенсингтона. Лицом нового русского просветительства стал соавтор идеи и друг Насти по московской жизни Филипп Дзядко — бывший главред журнала «Большой город», потомственный активист, в том числе в деле спасения отечественной культуры.
Теперь «Арзамас» можно возить в Давос вместе, а может, даже и вместо «Сколково». Онлайн-курсов десятки, узнать на них можно даже о том, что последние пятьсот лет иностранцы говорили о России («все русские женщины проводят жизнь праздно»), чем пах Петербург Серебряного века (лошадиным навозом) и почему у Жан-Поля Бельмондо в «Безумном Пьеро» синее лицо (тут дело в Кандинском).
На сайте работает и «Идеальный телевизор», там жива телевизионная Россия, которую мы и Настя потеряли: Ираклий Андроников, Юрий Лотман, Дмитрий Лихачев. В телевизоре настоящем на первом мистическом канале ТВ‑3 идет шоу «Кинотеатр Arzamas». Благодаря мобильному приложению «Радио Arzamas» часы, проводимые в пробках, даже героям «Татлера» кажутся минутами, а задние сиденья их «бентли» — скамейками в большой Коммунистической аудитории на Моховой, не меньше. «Видеоформат по-прежнему увлекателен, и мы не собираемся с ним расставаться, — рассказывает Настя. — Но, как ни странно, только с появлением аудиоприложения мои занятые работающие друзья в Москве и Лондоне стали наперебой цитировать мне их любимые лекции «Арзамаса». Нам повезло, что в обществе появился запрос — не думаю, что это можно назвать модой, — на какое-то иное времяпрепровождение. Даже когда ты занимаешься спортом или едешь в машине, хочется осмысленности».