Отрывок из книги «Нить истории» о том, как прялка и веретено повлияли на людей

ForbesИстория

Связанные одной нитью: как женщина за ткацким станком помогла построить цивилизацию

Редакция Forbes Woman

«Дева за прялкой», Джованни Баттиста Торрилья (Фото DR)

В доиндустриальную эпоху появление любого текстиля начиналось с прядения — и занимались им женщины. Они пряли для себя и на продажу, поодиночке и компаниями, дома и в общественных местах. Из созданной женскими руками пряжи изготавливались ткани, на торговле которыми делались состояния. С разрешения издательства «Альпина нон-фикшн» публикуем отрывок из книги Вирджинии Пострел «Нить истории. Как прялка, веретено и ткацкий станок помогли построить цивилизацию».

На нижнем этаже амстердамского Рейксмюзеума, двумя этажами ниже Рембрандта и Вермеера, висят две картины XVI века, которые как бы предвосхищают то экономическое процветание, которое обусловило подъем голландского искусства. На двойном портрете изображена молодая пара — как считается, это Питер Биккер и его жена Анна Кодде. Эта картина, написанная в году Мартеном ван Хемскерком, относится к старейшим портретным изображениям голландских граждан.

Персонажи портретов (изображенные по моде в три четверти, а не в профиль, как делали прежде) — явно конкретные люди, а не типы. Анна, белолицая блондинка с задумчивым взглядом и намеком на морщину на лбу, дополняет своего темноволосого мужа, широкоскулого человека с настороженным взглядом.

Анна и Питер действительно существовали, но здесь, с выставленными напоказ орудиями своего ремесла, они могут служить и аллегорическими фигурами. Она сидит за прялкой и левой рукой вытягивает из кудели волокно, которое ведет к веретену. Он левой рукой придерживает конторскую книгу, а правой перебирает деньги. Положение их рук зеркальное: она сжимает рукоять прялки, он — монету. Она удерживает нить между большим, указательным, средним и безымянным пальцами, он точно так же — конторскую книгу. Эти двое олицетворяют собой Промышленность и Торговлю — занятия, которым голландцы обязаны своим процветанием.

Анна Кодде и ее супруг Питер Биккер на двойном портрете Мартена ван Хемскерка (Фото Рейксмузеум)

Это теперь промышленность ассоциируется у нас с заводскими трубами, но они сделались ее знаком лишь в XIX веке. Начиная с эпохи Ренессанса визуальным символом индустрии выступала прядущая женщина: усердная, бодрая и совершенно незаменимая.

Нынешние критики подчеркивают неявно подразумеваемые привязанность к семье и дому и подчиненный статус прядущих женщин в иконографии той эпохи. «Питер Биккер изображен смелым и трезвым деловым человеком. Его жена сидит за прялкой, и это тоже символично: она воплощает собой добродетельную домохозяйку», — указывает историк искусства. Этот взгляд представляет прядущую женщину фигурой пассивной, экономически зависимой, занимающей в культурном отношении более низкое положение, чем независимый, участвующий в делах общества купец- мужчина. Он видит в его конторе настоящее, серьезное предприятие, в ее же прялке — просто деталь иконографии, атрибут «добродетельной домохозяйки» (как ключи у святого Петра).

На самом деле прялкау ван Хемскерка подлинна (и незаменима в хозяйственном отношении) в той же мере, что и конторская книга. «Прядение длинных волокон одной рукой ни на одной картине не изображено яснее, — отмечает Патрисия Бейнс в авторитетной работе «Прялки, пряхи и прядение» (Spinning Wheels, Spinners and Spinning) (1977). «Волокно удерживается указательным и большим пальцами, и натяжение на нить сохраняется между безымянным пальцем и прядильным отверстием», открытие которого позволяет пряже наматываться на веретено. «Видно, как большой и указательный пальцы сложены так, чтобы свивать нить, кисть повернута, а нить расправлена, перед тем как добрать еще немного волокна». Анна не просто позирует. Она действительно умеет прясть.

Видеть в прядении не отрасль промышленности, а символ домашнего угнетения — значит игнорировать причину, по которой с древности его считали знаком женской добродетельности или по которой промышленная революция началась с прядильных машин. Лишь потому, что двести лет пряжа имелась в изобилии, ее выработка кажется чем-либо иным, нежели воплощением созидательного труда. Большую часть истории выработка пряжи для ткани отнимала столько времени, что это важнейшее сырье всегда было в дефиците. Спрос на пряжу способствовал появлению некоторых из важнейших технических новшеств и привел к «Великому обогащению», повысившему стандарты жизни по всему миру (периодом «Великого обогащения» назвала эпоху с 1800 года до настоящего времени американский экономист Дейдра Макклоски, акцентируя внимание на значительном повышении уровня благосостояния населения за короткий период истории человечества. — Прим. науч. ред.). История пряжи показывает, как трудосберегающие технологии (несмотря на

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Очарование легенды Очарование легенды

Наполеон сделал многое, чтобы придать своей личности образ сверхчеловека

Дилетант
Предками тихоходок назвали луолишаниид Предками тихоходок назвали луолишаниид

Эти беспозвоночные жили на планете в кембрийском периоде

N+1
Хмельной напиток, который пили еще до нашей эры! Какой гений придумал пиво? Хмельной напиток, который пили еще до нашей эры! Какой гений придумал пиво?

Самое время рассказать, как и когда миру открылся легендарный хмельной напиток!

ТехИнсайдер
Всё сложится Всё сложится

Модель Дарья Попова объясняет, как эталонно собирать чемодан

VOICE
Когда закончится музыка. Как жил и писал хиты Джим Моррисон Когда закончится музыка. Как жил и писал хиты Джим Моррисон

Как The Doors изменили мировую музыку

СНОБ
Как мозг воспринимает и хранит слова, которые мы слышим. Новое исследование Как мозг воспринимает и хранит слова, которые мы слышим. Новое исследование

Слуховой лексикон мозга расположен в передней части первичной слуховой коры

ТехИнсайдер
Квантовые компьютеры Квантовые компьютеры

Квантовые компьютеры: как они появились и как устроены сейчас

Наука и жизнь
Ален Эриль: «Я помогаю умереть прежней паре, чтобы родилась новая» — интервью сексолога Ален Эриль: «Я помогаю умереть прежней паре, чтобы родилась новая» — интервью сексолога

Сексолог Ален Эриль — о парах, любви и отношениях

Psychologies
Сценическая машинерия Сценическая машинерия

Легенды автопрома на театральных подмостках

Автопилот
«Любовь слепа»: возможны ли счастливые отношения на основе страсти — разбор с психологами «Любовь слепа»: возможны ли счастливые отношения на основе страсти — разбор с психологами

Экстаз, в который мы впадаем, влюбляясь, ведет к трагической развязке. Или нет?

Psychologies
Бизнес на автоматизации рутины: как войти в топ богатейших женщин США Бизнес на автоматизации рутины: как войти в топ богатейших женщин США

Как Кристина Качоппо вошла в число богатейших self-made женщин Америки

Forbes
Шахматист Ян Непомнящий: Выигрывать мне нравится больше, чем играть Шахматист Ян Непомнящий: Выигрывать мне нравится больше, чем играть

Сильнейший гроссмейстер планеты — о своем профессиональном пути

СНОБ
Как бизнесмены и миллионеры открывают музеи на Урале Как бизнесмены и миллионеры открывают музеи на Урале

Почему уральские бизнесмены открывают музеи и что привлекает в них публику?

Forbes
Кетфишинг: как понять, что мужчина — не тот, за кого себя выдает Кетфишинг: как понять, что мужчина — не тот, за кого себя выдает

Что делать, если новый знакомый кажется несуществующим единорогом из сказки?

VOICE
Стыдные привычки, которые нам подарил СССР Стыдные привычки, которые нам подарил СССР

Если вам больше 40 лет, то перечисленные рефлексы вы уже в себе не переборете

Maxim
Мила Ершова: «Я не хочу сниматься в том, что не хочу смотреть сама» Мила Ершова: «Я не хочу сниматься в том, что не хочу смотреть сама»

Если мне что-то по-настоящему нравится, то меня вообще ничего не расстроит

Коллекция. Караван историй
Идите к своим и не бойтесь конкурсов: как креативным агентствам работать за рубежом Идите к своим и не бойтесь конкурсов: как креативным агентствам работать за рубежом

Есть ли шанс у игроков креативной индустрии завоевать новую аудиторию?

Forbes
Когнитивный хакинг: как искусственный интеллект нас обманывает и почему мы ему верим Когнитивный хакинг: как искусственный интеллект нас обманывает и почему мы ему верим

Почему брови помогают искусственному интеллекту нас обманывать

Forbes
Что взяли от отца: как выглядят и чем занимаются сыновья рок-идола Мика Джаггера Что взяли от отца: как выглядят и чем занимаются сыновья рок-идола Мика Джаггера

Посмотрите на сыновей Мика Джаггера — похожи на своего знаменитого отца?

VOICE
История одной песни: «Barbie Girl», Aqua, 1997 История одной песни: «Barbie Girl», Aqua, 1997

Мифическую песню и клип, на который извели розовой краски больше, чем на Барби

Maxim
Кевин Уилсон: «Не время паниковать». Ностальгическая книга о взрослении Кевин Уилсон: «Не время паниковать». Ностальгическая книга о взрослении

Глава из откровенного и точного романа о взрослении Кевина Уилсона

СНОБ
Высокая и устойчивая: почему инфляция в ЕС не сдает позиции Высокая и устойчивая: почему инфляция в ЕС не сдает позиции

Европейский центральный банк повышает процентные ставки

Forbes
Да здравствует король! Краткая история Cadillac Escalade Да здравствует король! Краткая история Cadillac Escalade

Cadillac Escalade: история длиной в двадцать лет

4x4 Club
Полиглот, революционерка, посол Полиглот, революционерка, посол

Александра Коллонтай — женщина-миф русской революции

Дилетант
Большинство ментальных расстройств проявились в юношеском возрасте Большинство ментальных расстройств проявились в юношеском возрасте

К 75 годам ментальные расстройства могут проявиться у половины населения

N+1
Семейные ссоры: как остаться вместе — 4 правила Семейные ссоры: как остаться вместе — 4 правила

Что нужно сказать, когда ситуация во время ссоры становится критической?

Psychologies
Обнаженная натура в советской скульптуре: было всё Обнаженная натура в советской скульптуре: было всё

В СССР скульпторы в скульптуру привносили такое, что глаза не верят

Maxim
«Если любишь, докажи!»: как перестать требовать этого от партнера — 3 сценария «Если любишь, докажи!»: как перестать требовать этого от партнера — 3 сценария

Почему нам постоянно нужны доказательства любви?

Psychologies
Славный город Кострома Славный город Кострома

Сбежим из шумного мегаполиса в маленькую уютную Кострому

Лиза
Рейдер, активист, лифтер Рейдер, активист, лифтер

Как инвестирует Карл Айкан

Деньги
Открыть в приложении