Стендап и этика: можно ли комику Луи Си Кею шутить про насилие, а нам — смеяться
Как стендап, призванный с помощью юмора поднимать главные болевые точки общества, может существовать в эпоху политкорректности и #MeToo, выясняет кинокритик Егор Беликов на примере громкого кейса Луи Си Кея, состояние которого Forbes в 2017 году оценил в $52 млн, включив комика в список богатейших звезд (№34)
Один из главных трендов 2019 года в России — бум стендап-комедии. Один из главных трендов в мире — движение #MeToo. Тем временем в мае этого года в Киеве выступит один из известнейших комиков мира Луи Си Кей, которого ранее обвинили в сексуальных домогательствах. На этот украинский концерт собираются поехать многие российские коллеги и фанаты комика. Организатор концерта Александр Незлобин заявил, что если выступление пройдет гладко, Луи приедет и в Россию. Егор Беликов пробует зародить в российских СМИ жанр стендап-критики и поговорить о том, можно ли простить Луи Си Кея за смелость продолжать гастролировать и чего ждать от пока еще недостаточно острой на язык отечественной комедии в 2020 году.
В ноябре 2019 года комедийный критик New York Times (да, за рубежом бывают и такие; вообще недостаток в России публичной авторитетной экспертизы примерно во всех областях, кроме разве что кино и литературы, — серьезнейший вопрос для обсуждения) Джейсон Зиноман написал о новом стендап-туре Луи Си Кея.
Зиноман вспоминает сразу все плохое про комика, что только было. Луи в 2017 году обвинили в неподобающем поведении: он предлагал разным женщинам, иногда подчиненным, иногда друзьям, посмотреть, как он мастурбирует. Говорят, были случаи, когда комик не дожидался разрешения. В свете такого серийного харассмента его старые биты про изнасилования стали смотреться совсем иначе. Например, такой (тут важно подчеркнуть, что любая шутка в пересказе, особенно в виде текстовой сокращенной расшифровки, выглядит заведомо проигрышно): «Если бы у меня была машина времени, я бы не убивал Гитлера, а изнасиловал его, он бы не стал захватывать Польшу после этого. Не оправдываю изнасилование. Никогда никого не насилуйте. Если у вас нет причины, конечно. Например, если вы хотите трахнуть кого-нибудь, кто не дает вам это сделать. Потому что иначе — какие у вас еще варианты?»
Очертив обязательный бэкграунд и контекст, напомнив о неразрешенном вопросе отделения или неотделения автора от его произведения в контексте движения #MeToo, критик откровенно признается: на новом концерте Си Кея он смеялся, что называется, «в голосину». Смеялся на шутках о Холокосте, об 11 сентября, о жутковатых, но на разрыв откровенных битах про недавнюю смерть матери Луи.
Этот материал Си Кея и правда очень, очень смешной. Мне удалось попасть на его концерт в Варшаве в рамках того же камбэк-тура еще летом. Очевидно, так глубоко в Восточную Европу американец, чей дед был венгерским евреем, по доброй воле бы не забрался — но обстоятельства обязывают. Дела у него не очень: Netflix разорвал контракт с ним чуть ли не в тот же день, когда вышла обвинительная статья в The New York Times. Он потерял миллионы долларов, в чем признался на польском концерте. А еще по-честному и без обиняков поговорил о своей непристойной привычке предлагать людям вокруг посмотреть на его мастурбационную технику. Он уже не бил челом со