Стена отчуждения. Глобализация — единственно возможный путь к процветанию
Торговые ограничения превращаются в инструмент политического шантажа и торга. И бизнес все чаще становится разменной монетой в этой игре, пишет в своей колонке для Forbes миллиардер Алексей Мордашов
На протяжении всей своей истории общество естественным образом эволюционирует от «племенной» разобщенности к единому глобальному миру. Процесс глобализации начался очень давно: первый шаг на этом пути сделал, наверное, еще Александр Македонский в IV в. до н. э. А появление империй, таких как греческая, китайская, римская, монгольская, каждый раз было попыткой преодолеть расстояния и культурные различия, создать условия для синергии территорий и, аккумулируя их опыт и ресурсы, сделать качественный рывок вперед. Тем не менее по-настоящему почувствовать преимущества мира без границ человечество смогло лишь со второй половины XX века, когда международная торговля приобрела «взрывной характер».
При этом мне не очень понятны звучащие от критиков глобализма аргументы, что, мол, с этой тенденцией связана проблема несправедливого распределения доходов и роста неравенства. Не стоит забывать, что международная торговля — один из важнейших инструментов повышения благосостояния людей и борьбы с бедностью. В истории достаточно примеров этому: так, в результате бурного развития торговли в Китае за 20 лет количество людей, проживающих в крайней нищете, сократилось с 64% до 17%.
Как это работает? Ответ прост: процветание — это результат обмена идеями, товарами, услугами и финансами. Любой студент, проходивший базовый курс макроэкономики, знаком с незатейливой деловой игрой, иллюстрирующей выгоду международной торговли, в которой игроки, представляющие отдельные страны, получают разный набор товаров. Обмениваясь ими с другими «странами», в результате специализации они затрачивают на удовлетворение своих потребностей меньше ресурсов и получают дополнительную прибыль, а значит, улучшают благосостояние своих «граждан», повышают их уровень жизни.
Еще один малоубедительный довод, который все чаще приходится слышать, — глобализация приводит к потере рабочих мест. Но в реальности исследования показывают, что сокращение примерно 80% рабочих мест в современных экономиках происходит из-за внедрения новых технологий и схем организации труда, а не из-за неуспешной конкуренции с импортными товарами и услугами. Напротив, конкуренция на международном уровне заставляет производителей повышать производительность, задумываться над качеством своих товаров и услуг, снижать цены. В результате выигрывает потребитель — и снова повышается уровень его жизни. Все это простые истины, но они все чаще игнорируются мировыми лидерами.