27 июня в Сколково» состоялся дизайн-диалог «В невестомости»

Популярная механикаРепортаж

Космическая техника: беседа Александра Грека с космонавтом Марком Серовым

27 июня в рамках проекта «Дни промдизайна в Сколково» состоялся дизайн-диалог«В невестомости». Главный редактор журнала «Популярная механика» Александр Грек стал модератором этой дискуссии и обсудил с Марком Серовым, космонавтом-испытателем РКК«Энергия» самые актуальные вопросы проектирования космической техники. Специально для тех, кто не смог присутствовать на мероприятии, публикуем полную расшифровку этой беседы.

Александр Грек: Дорогие друзья, нас немного, но мы все энтузиасты. Меня зовут Александр Грек, я главный редактор журнала "Популярная механика", я буду модерировать наш маленький междусобойчик. Собственно, наш главный спикер - Марк Серов, космонавт-испытатель, сейчас он работает в РКК "Энергия" и знает по нашей теме больше, наверное, чем любой сидящий в этом зале. Сегодня мы будем говорить о космическом дизайне.

На Западе считается, что космический дизайн ведет свой отсчет с 1968 года, когда американские дизайнеры вмешались в архитектуру американской космической станции "Скайлэб", потребовали врезать обзорное окно, для того чтобы астронавтам было не так скучно работать на орбите. Но это произошло, считается, потому, что довольно долго были засекречены российские, советские проекты по космической тематике, и космическим дизайном у нас занимались, как минимум, на пять лет раньше. Есть такая легендарная женщина - Галина Балашова, которая здесь в прошлом году здесь выступала, которая является, наверное, первым в мире космическим дизайнером, хотя не любит, когда ее так называют. Она любит, чтобы ее называли космическим архитектором, потому что у нее именно архитектурное образование.

Откуда взялся именно космический дизайн? Это применение космической архитектуре в приложении к живым интерьерам. Это когда в 1963 году в ОКБ-1 Королева начали проектировать корабль "Союз", и там впервые появился жилой отсек. До этого все корабли представляли собой сферические капсулы в габаритах термоядерной боеголовки, в которые просто вот еле-еле запихивали ложементы для космонавтов. Я как-то посидел в одном таком ложементе, внутри спускаемого аппарата, на самом деле, довольно жутковатое впечатление, в общем-то, была клаустрофобия, достаточно сильная.

Александр Грек

И вот как раз когда начали конструировать инженеры жилой отсек космического корабля "Союз", выяснилось, Сергей Павлович Королев когда посмотрел на это вот внутреннее помещение, он пришел в ужас, потому что везде были понатыканы приборы, и людям было очень трудно там работать. Вот когда тогда вспомнили, что у них в КБ работает Галина Балашова, она имеет профильное образование, и ее попросили, и она после этого стала разрабатывать. Она нарисовала довольно хорошие эскизы, они понравились Королеву, и после этого ее стали привлекать, если можно так говорить, к дизайну, к разработке интерьеров и космических кораблей, и космических станций, и "Салюты" она внутри делала, и станцию "Мир". В принципе, ее влияние видно и на МКС.

Она много что сделала впервые в мире. Например, она придумала, как внутри космических кораблей отделять верх и низ, потому что в невесомости очень трудно понять, где верх, где низ, а человеческая психология требует все-таки внутри себя определять, где потолок, а где пол. И это было решено посредством цветовой гаммы - более светлый условный потолок был, а условный пол был зеленого цвета. Не знаю, правда, как сейчас это происходит. Она придумала трансформируемую мебель. Она вписывала, я видел ее работы по советской так и не осуществленной лунной базе, которая называлась условно "Барминградом", где требовалось, например, вписывать жилые помещения в цилиндрические заготовки, из которых планировалось сделать этот город. Действительно, очень сложная работа, и можно сказать, что мы тут тоже были первыми.

Сегодня мы поговорим не о прошлом, а о настоящем и о будущем. И давайте послушаем для начала Марка, а после этого побеседуем и обсудим.

Марк Серов: Добрый день, уважаемые коллеги! Сначала, как всегда в любом техническом начинании, договариваются о терминах и определениях. Что такое дизайн, что такое художественное конструирование, что такое техническая эстетика, что такое интерьеры космических аппаратов.

Начнем с того, что новомодное слово "дизайн" с английского переводится как конструирование в целом, поэтому здесь иногда бывает путаница, когда говорят "дизайн", подразумевая техническую эстетику, а другие при этом слышат, что речь идет о конструировании космических аппаратов. Так вот, давайте договоримся, что мы не будем использовать слово "дизайн" всуе, а мы будем говорить о технической эстетике, о конструировании космических аппаратов, о проектировании, и будет отдельно говорить о художественном конструировании.

Что касается технической эстетики, мы ведь у себя в космической отрасли своих государственных стандартов так и не разработали, по большей части касающихся эргономики, эргономического обеспечения. Мы пользуемся очень хорошими стандартами, которые разработаны для военной техники, это так называемые ГОСТы РВ, которые так и называются "Эргономическое обеспечение". Там большая серия, они включают в себя все, начиная от терминов и определений и заканчивая профессиографией, в которой описывается вообще, кто такой оператор данного изделия и что он должен уметь. Так вот, в соответствии с этими гостами, любой технический проект любого изделия военной техники и космической техники должен содержать отдельные требования, ну, при выдаче технического задания, к эргономике и технической эстетике, это так и называется. В свою очередь, эти требования тоже сформулированы из каких-то ГОСТов, над которыми люди работали, у нас целый институт был - Всесоюзный институт технической эстетики, известный институт. Не знаю, жив ли он до сих пор, но по слухам вроде жив.

Так или иначе, в этом вопросе, в вопросах эргономики и эстетики какая-то есть стандартизация. Несмотря на то, что область все-таки творческая, все равно есть определенные правила и объективные требования, которые разработчики космической техники, в том числе, должны удовлетворять. Что касается технической эстетики, то, конечно, все сложнее, потому что о вкусах не спорят, на вкус и цвет товарищей нет, и здесь удовлетворить каким-то объективным требованиям чрезвычайно сложно, но, тем не менее, они тоже есть. Это касается выбора цветовых решений, маркировки, выбора шрифтов, и это тоже тестировано. Конечно, все это достаточно устарело, но, тем не менее, это есть.

Таким образом, подытоживая это все вышесказанное, технической эстетикой мы, как разработчики космической техники, обязаны заниматься, это требование технических заданий. Занимаемся мы этим или нет? В меру своих усилий. Вот здесь упоминали сегодня Галину Балашову, а ведь ее история показательна, история ее работы в космической технике. Когда-то ее взяли на работу у нас именно в качестве архитектора, потому что она по образованию действительно архитектор, и она занималась именно архитектурой.

И когда говорят, что про нее вспомнили, что у нас есть какой-то там архитектор, и давайте попробуем ей что-то поручить… Вот буквально в эти дни я перечитываю воспоминания Константина Петровича Феоктистова, это основной и главный проектант всех наших космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз", и орбитальных станций, собственно говоря, через него это взаимодействие с Галиной Балашовой и шло. И он пишет таким образом в своих воспоминаниях. Он не вспоминает никаких фамилий, а он говорит: "У нас возникла идея как-то проработать интерьер с художественной точки зрения, и мы даже привлекали к этому самостийных художников-любителей". Вот так он об этом пишет.

И про то, что Александр упомянул, про цветовые решения, здесь на слайде вы видите эскиз Галины Балашовой - цветовой решение, что пол, потолок и стены разного цвета. И он тоже об этом пишет, что на тот момент это было модно для интерьера квартир. Не знаю, в 60-е годы не жил, может быть, и модно было, но, тем не менее, мода на интерьер действительно присутствует. Если говорить о сегодняшнем дне, вы увидите, что мы, следуя этой моде, от тех цветовых решений, которые предлагала в свое время Галина Балашова, постепенно отказываемся.

Вопрос из зала: Она рассказывала, что у нее, на самом деле, не было ставки, где были бы прописаны такие обязанности, а это она вечером на кухне…

Марк Серов: Конечно! Тем не менее, она пишет, что ее потом взяли на ставку в проектный отдел, Феоктистов, в частности, тоже ее начальником был, где она вместе с проектами уже занималась компоновкой космических аппаратов, и там, конечно, простор для ее творчества сузился, с одной стороны. А с другой стороны, проектанты, конструктора были склонны все-таки делать функциональное, но плохо покрашенное железо, и это нужно было как-то облагораживать, то есть это было движение с двух сторон.

Надо сказать, что в те времена у нас на фирме не было еще специализированного подразделения, которое занималось бы эргономикой. Лишь в 1964 году появился летно-испытательный отдел, который сейчас я возглавляю, и он появился, по большому счету, с целями другими - с целями обеспечения летных испытаний космических аппаратов и участия инженеров в этих летных испытаниях. То есть то, что раньше (нрзб) космонавты или инженеры-испытатели. И лишь значительно позже, в 70-80-х годах, у нас, когда подразделение разрослось и стало неким уже отделением, потом центром, появились люди, которые профессионально могли заниматься эргономикой, и в том числе, даже художественным конструированием. У нас были люди, которые серьезно этим владели, делали масштабные макеты, рисовали интерьеры, и они находились на ставке, они были именно как технические специалисты, как инженеры, там какие-то были ставки, но они занимались этим.

Другое дело, что не всегда то, что видят себе люди, которые профессионально занимаются художественным конструированием, можно реализовать в железе. Очень много ограничений в космической технике, которые касаются материалов, технологий. И по большому счету, космический корабль, орбитальная станция - это все-таки механизм, который даже нельзя сравнивать с аэробусом, который сейчас летает, где сейчас прекрасные интерьеры, в нем можно жить, это, скорее, можно сравнивать с машинным отделением судна какого-нибудь или с боевым самолетом, в котором самое главное - это функционал. Все, что касается человека, это уже во вторую очередь. По крайней мере, так было до тех пор, пока мы не начали проявлять энтузиазм, не начали тянуть одеяло на себя в плане эргономического обеспечения, начали думать об усилении технической эстетики.

На заре создания корабля "Союз", орбитальной станции, действительно, была Галина Балашова, она помогла (нрзб) те порывы инженеров сделать механизм еще хуже, чем он есть, и попробовать хотя бы человека проинтегрировать с точки зрения обеспечения его комфорта, визуального и деятельностного. Какое-то время это все, золотые времена космонавтики давно прошли, орбитальная станция "Мир" лежит на дне океана, МКС - это, по сути, "Мир-2", который остался у нас от Советского Союза, и мы его благополучно проинтегрировали в совместный международный проект, то есть там ничего нового, по большому счету, и нет. Периодически происходит отказ в модулях станции от одного или другого, выбирается та или иная цветовая гамма, исходя из того, что есть, грубо говоря, на складе, на заводе, какая эмаль, ну, на этом все и ограничивается.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правило № 64: Все в твоих руках. И даже я Правило № 64: Все в твоих руках. И даже я

Коуч Алексей Ситников проводит мастер-класс по самопрограммированию

Tatler
Россия, вперед! Россия, вперед!

В чем болеть за любимую команду на чемпионате мира по футболу в этом году

OK!
История Грузинских 90-х на показе Vetements История Грузинских 90-х на показе Vetements

Не самая сенсационная, зато точно самая личная коллекция дизайнера

Esquire
«Свое эго вижу насквозь» «Свое эго вижу насквозь»

Интервью с актером Павлом Деревянко

OK!
Российские звезды поддержали футболистов после проигрыша команде Хорватии Российские звезды поддержали футболистов после проигрыша команде Хорватии

Российские звезды поддержали футболистов после проигрыша команде Хорватии

Cosmopolitan
Лучшие шутки о финале Чемпионата мира! Лучшие шутки о финале Чемпионата мира!

Завершительный аккорд мундиаля выдался шикарным и богатым на мемы

Maxim
Как воспитывать мальчиков? Как воспитывать мальчиков?

С появлением на свет ребенка возникает закономерный вопрос — как его воспитывать

Psychologies
Три новых смартфона Nokia на Android - тема этого лета Три новых смартфона Nokia на Android - тема этого лета

Новые смартфоны Nokia 5.1, Nokia 3.1 и Nokia 2.1

Maxim
Культура поражения. Выход России из чемпионата не стал общественной травмой Культура поражения. Выход России из чемпионата не стал общественной травмой

Когда в момент проигрыша выражается не осуждение, а благодарность

Forbes
Дональд Гловер: Дональд Гловер:

Esquire поговорил с современной легендой Дональдом Гловером

Esquire
Солнечные очки, как в кино Солнечные очки, как в кино

12 оправ, без которых невозможно представить культовых героев

Esquire
Самые древние небоскрёбы в мире: глиняный город Шибам Самые древние небоскрёбы в мире: глиняный город Шибам

Столетия назад из обычной глины были возведены колоссальные сооружения

Популярная механика
Кит Ричардс: «Женщины всегда страдали от мужиков, среди которых полно подонков» Кит Ричардс: «Женщины всегда страдали от мужиков, среди которых полно подонков»

Кит Ричардс давно слез с наркотиков и не пьет, но остается олицетворением рока

Maxim
Лучшие шутки дня и самые быстрые углеводы на всём Диком Западе! Лучшие шутки дня и самые быстрые углеводы на всём Диком Западе!

Разнузданный дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Неизвестные грузовики из Канады: арктический бренд Foremost Неизвестные грузовики из Канады: арктический бренд Foremost

Слышали ли вы о таком автомобильном бренде, как Foremost?

Популярная механика
Форма благополучия Форма благополучия

Немецкий и японский седаны Volkswagen Passat и Toyota Camry

АвтоМир
Уходим в отрыв Уходим в отрыв

Самое время грамотно подготовиться к отдыху, чтобы не пережить нервный стресс

StarHit
Дороже денег Дороже денег

Фильм Михаила Задорнова досняли на средства его поклонников

StarHit
В едином ритме В едином ритме

В Доминикане никому нет дела, кто ты и откуда. Страна, где каждый день праздник

Вокруг света
5 небанальных мест, где смотреть матч Россия — Хорватия 5 небанальных мест, где смотреть матч Россия — Хорватия

Где заедать и запивать стресс 7 июля

Esquire
Лучшие сериалы года по версии Академии фантастики, фэнтези и ужасов Лучшие сериалы года по версии Академии фантастики, фэнтези и ужасов

Кажется, мы только что нашли тебе (и себе) занятие на ближайшие выходные!

Maxim
«Мой выбор всегда в пользу семьи» «Мой выбор всегда в пользу семьи»

Интервью с актрисой Екатериной Вилковой

OK!
А если бы подумать… А если бы подумать…

Объявленная пенсионная реформа будет воспринята как несправедливая

Forbes
5 ошибок в поведении, которые выдают неуверенность в себе 5 ошибок в поведении, которые выдают неуверенность в себе

Напряжение и неуверенность зачастую проявляются в жестах и выражениях

Psychologies
Поезд для извращенцев и домашнее видео: 6 самых странных борделей в мире Поезд для извращенцев и домашнее видео: 6 самых странных борделей в мире

Клиенты приходят в бордели не только за сексом

Cosmopolitan
Лучшие голы Криштиану Роналду — от мощной бисиклеты до удара локтем Лучшие голы Криштиану Роналду — от мощной бисиклеты до удара локтем

Голы Криштиану Роналду — от мастерского прострела пяткой до удара локтем

Playboy
По обоюдному согласию По обоюдному согласию

Загородный дом для большой семьи

SALON-Interior
Их хотела вся Америка: 13 самых горячих актрис классического Голливуда Их хотела вся Америка: 13 самых горячих актрис классического Голливуда

Эффектные и роковые королевы кино середины прошлого века

Playboy
«Не надо бороться за власть». Правила бизнеса Александра Мамута «Не надо бороться за власть». Правила бизнеса Александра Мамута

Один из самых интеллигентных миллиардеров о том, зачем он зарабатывает деньги

Forbes
Вызов принят: как порадовать внутреннего подростка Вызов принят: как порадовать внутреннего подростка

Как радовать своего внутреннего подростка в скучном мире правил и обязанностей?

Psychologies
Открыть в приложении