Сам себя он называет «большим мальчиком»

СНОБКультура

Стас Намин: Мне кажется, у нас все просто выйдут на улицы и начнут танцевать

16c7088c88c938c2ad8293374b1cb90532db6a14b047d8977dbd80264f941e9d.jpg
Фото: Центр Стаса Намина

Сам себя он называет «большим мальчиком», который делает только то, что ему нравится, и поэтому получает от жизни удовольствие. Он планирует снять в Голливуде сериал о позднем СССР, над которым уже работает сценарист «Декстера» и «Клана Сопрано». Еще одна задумка — документальный фильм к 125-летию со дня рождения родного деда Анастаса Микояна. Но сначала — юбилей. В этом году его группе «Цветы» исполняется 50. Стас Намин рассказал «Снобу», почему решил провести праздничный концерт в Кремле, какую российскую рэп-композицию считает лучшей и как в России может смениться власть

Ɔ. Что для вас важнее: деньги или возможность делать то, что нравится?

Именно деньги обычно и дают возможность делать то, что нравится.

Ɔ. Тогда сформулирую по-другому. Что из вашей творческой деятельности сегодня приносит вам реальный доход и чем вы готовы ради него пожертвовать?

Мне в жизни не удалось сделать так, чтобы я занимался творчеством и это приносило бы мне деньги. Наверное, я жил не в то время или не в том месте, а может, и то и другое. Сегодняшние суперзвезды в России зарабатывают около 100 тысяч долларов за концерт, а с одного диска получают около четырех долларов. Западные — еще больше. А во времена моей молодости, когда группа «Цветы» была действительно очень популярна, за десять лет начиная с 1974 года мы объездили с концертами всю страну, работая с аншлагами по три стадиона или дворца спорта в день, но тогда нам платили по пять с половиной рублей за концерт, а на нашей популярности вместо нас миллионы зарабатывали концертные организации. Фирма «Мелодия», несмотря на то что разрешала нам выпускать лишь одну маленькую пластиночку в год, в общей сложности продала более 60 миллионов наших пластинок. При этом за тираж нам вообще не платили, а «Мелодия», естественно, как и концертные организации, зарабатывала сотни миллионов. Собственно, нас не окончательно запрещали там, где на нас зарабатывали. А в СМИ, где на нас нельзя было заработать, мы были полностью запрещены первые десять лет. Начиная с 1980-го нас малыми дозами начали показывать, но так, что лучше бы и не показывали. Именно по этой причине при советской власти я сам с группой вообще не снимался.

Так что на рок-н-ролле я никогда не зарабатывал, а то творчество, которым я сейчас занимаюсь, оказалось для сегодняшней коммерции недостаточно развлекательным. Я ведь стал уже большим мальчиком, и меня в жизни уже давно интересуют совсем другие вещи. Песни, которые я иногда все-таки сегодня пишу, не такие наивные и романтические, как в 70-х, и, соответственно, не такие популярные. Да и вообще песенный жанр меня интересует все меньше. Я больше увлекаюсь этнической музыкой, которая вообще к коммерции не имеет никакого отношения, а в последние годы еще и симфонической, которая не только не приносит денег, но, наоборот, требует значительных вложений. Моя кинематографическая деятельность сегодня тоже некоммерческая, так как в основном это документальные фильмы, скорее фестивальные, чем для широкого проката. Но и художественные фильмы, если не воровать, у нас в стране тоже денег особенно не приносят.

Живопись, которой я занимаюсь, — не «актуальное искусство» и не поп-арт, поэтому опять же не в коммерческом тренде, да и вообще, чтобы стать финансово успешным художником, нужно придерживаться конкретной стратегии и в творчестве, и в жизни. Эта идея мне абсолютно понятна, но для меня некомфортна. Театр, естественно, также к коммерции не имеет отношения.

Я спокойно отношусь к тому, что тот кайф, который я получаю от занятия разными искусствами, не приносит денег. Это мой осознанный выбор: кайф главнее, чем деньги, во всяком случае, в отношении искусства. Но деньги все же нужны, и их приходится зарабатывать. Поскольку совмещать не удается, пришлось разделить в своей жизни кайф и заработок, который связан с моей деятельностью, не имеющей отношения к искусству, — для меня это как таскать мешки в порту — никакого удовольствия.

Для многих деньги — это средство обретения свободы, но в действительности она не зависит от материальных ценностей. Сколько людей с огромными деньгами не могут спать спокойно по известным причинам, а свободным можно быть и в тюрьме. Мой друг Платон Лебедев отсидел ни за что, как у нас принято, больше десяти лет, но его не сломали, он был внутренне свободен, даже там. И представляете, сегодня, слава Богу, уже на свободе, он не обозлен несправедливостью жизни, а полон любви и счастья рядом со своей семьей и друзьями, которые были с ним в трудные времена.

87d11ef638732400b0d36939605c9059d21586c1ed540da7d1005f071a2802d1.jpg
Фото: Центр Стаса Намина

Ɔ. Что вам приносит удовольствие сегодня?

Все мои увлечения. Когда над чем-то серьезно работаешь и удается воплотить в жизнь то, что задумал, это, конечно, кайф, особенно в творчестве. Например, мою симфонию записал Лондонский симфонический оркестр, премьеру в Большом зале консерватории сыграл Российский национальный оркестр Михаила Плетнева, а в США и в мире она вышла на компакт-диске, и я получаю много хороших отзывов и серьезных рецензий. Это большая честь. В театре у нас за 20 лет сложилась потрясающая труппа, мы — одна семья. Вместе создаем новые спектакли и ищем новые пути, что, конечно же, тоже удовольствие.

Конечно же, для меня кайф и то, что состоялась моя персональная выставка живописи и графики в Российской академии художеств, и на открытии хорошие слова о ней говорили Михаил Шемякин, Александр Рукавишников, Георгий Франгулян и другие большие художники. Кайф, что мои фильмы участвуют в международных фестивалях и высоко там оцениваются. Недавно я выставил в «Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» трейлер фильма, который снял вместе со своим сыном Артемом, «Древние храмы Армении», и неожиданно за пару месяцев его посмотрели более 280 тысяч раз. А фильм Free to Rock о том, как рок-музыка помогла сломать железный занавес, который мы сделали с моим другом Джимом Брауном, представил Зал славы рок-н-ролла и Музей Grammy, мировая премьера прошла по каналу PBS.

Когда что-то делаешь для людей и они это ценят, то, думаю, это кайф для любого человека.

Ɔ. Слышал, что вы сейчас работаете над двумя новыми кинопроектами. О чем они?

Я начал работу над многосерийным художественным фильмом о времени Рейгана и Горбачева, когда после холодной войны и взаимной ненависти страны начали разоружение, а лидеры стали чуть ли не друзьями. Это будет голливудский телевизионный сериал. Над сценарием уже начал работать мой друг Джеймс Манос, автор сериала «Декстер» и один из создателей «Клана Сопрано». Плюс я планирую привлечь ребят, которые работали над нашумевшим «Чернобылем», потому что они, как мне кажется, сумели прочувствовать дух того времени в СССР. Мы с моим другом Томом Ньюманом только начали работать над этим проектом, но кайф уже есть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мать украла мою личность»: ложь длиною в жизнь «Мать украла мою личность»: ложь длиною в жизнь

Экстон Бец-Гамильтон делится шокирующими открытиями

Psychologies
Поставить лайк в Heedbook. Как российский стартап может изменить общение клиентов с персоналом Поставить лайк в Heedbook. Как российский стартап может изменить общение клиентов с персоналом

«Сноб» продолжает рассказывать о перспективных стартапах фонда «Сколково»

СНОБ
Кому он нужен, этот секс? Кому он нужен, этот секс?

Как на самом деле женщины относятся к сексу

Домашний Очаг
На такое не подписывались: почему в России не работают сервисы, которые на Западе приносят миллиарды На такое не подписывались: почему в России не работают сервисы, которые на Западе приносят миллиарды

В США сервисы доставки товаров по подписке сформировали миллиардный рынок

Forbes
Как понять, что тебе врут? Действенные методы по вычислению обманщика Как понять, что тебе врут? Действенные методы по вычислению обманщика

Советы и лайфхаки, опираясь на которые, ты с легкостью вычислишь лжеца

Playboy
«Инвестировать в стартапы как воспитывать детей». Правила бизнеса основателя фонда Sequoia Capital «Инвестировать в стартапы как воспитывать детей». Правила бизнеса основателя фонда Sequoia Capital

Что Дон Валентайн говорил о бизнесе и венчурных инвестициях в разные годы

Forbes
Ирина Хакамада: «Большинство людей повторяют одну и ту же ошибку» Ирина Хакамада: «Большинство людей повторяют одну и ту же ошибку»

Ирина Хакамада знает, как превратить эмоции в доход

РБК
«Команданте Че Гевара»: зачем лететь на Кубу прямо сейчас «Команданте Че Гевара»: зачем лететь на Кубу прямо сейчас

Гид Карлос стал для нас проводником по жаркой Кубе

Cosmopolitan
Третий путь атомной энергетики: токамака Т-15 Третий путь атомной энергетики: токамака Т-15

В Курчатовском институте завершается модернизация токамака Т-15

Популярная механика
7 грехов Гуфа: измены, наркотики и другие вещи, за которые ему наверняка стыдно 7 грехов Гуфа: измены, наркотики и другие вещи, за которые ему наверняка стыдно

Составили список вещей, в которых обвиняли рэпера Гуфа

Cosmopolitan
Мой рок-н-ролл... Мой рок-н-ролл...

Создательница дерзкого ювелирного бренда Akillis Каролин Гаспар

OK!
Андрей Андреев: Закрыть брешь. Какие обязательства встают перед компанией после кражи информации Андрей Андреев: Закрыть брешь. Какие обязательства встают перед компанией после кражи информации

Как выжить после кражи данных и сохранить лицо

СНОБ
Почему так важно проводить время с теми, кто счастлив Почему так важно проводить время с теми, кто счастлив

Мы хорошо считываем и перенимаем и настроение окружающих нас людей

Psychologies
«Интерны» 9 лет спустя: чем сейчас занимаются Левин, Лобанов, Купитман и другие «Интерны» 9 лет спустя: чем сейчас занимаются Левин, Лобанов, Купитман и другие

В 2010 году на телеканале ТНТ стартовал сериал «Интерны»

Cosmopolitan
Фэшн из май профешн Фэшн из май профешн

Эти жительницы русского Лондона говорят на модном языке без акцента

Tatler
«Прощай, моя куколка»: как Ален Делон пережил смерть возлюбленной Роми Шнайдер «Прощай, моя куколка»: как Ален Делон пережил смерть возлюбленной Роми Шнайдер

Они понимали какими болезненными могут быть поцелуи

Cosmopolitan
Похудела за компанию: минус 50 кило за кулинарные успехи и отказ от фастфуда Похудела за компанию: минус 50 кило за кулинарные успехи и отказ от фастфуда

Наша героиня худела за компанию со своим партнером, которому грозил диабет

Cosmopolitan
Российские ученые создали биосенсор с рекордной чувствительностью Российские ученые создали биосенсор с рекордной чувствительностью

Направление наноплазмоники активно развивается последние 15-20 лет

Популярная механика
Модный биохакинг Модный биохакинг

Поможет ли биохакинг построить карьеру, укрепить здоровье и решить проблемы

Лиза
Договор, сделка или сговор? Договор, сделка или сговор?

Почему пакт Молотова — Риббентропа не является ответом на соглашение в Мюнхене

Дилетант
Экс-гендиректор «Магнита» Ольга Наумoва нашла новую работу Экс-гендиректор «Магнита» Ольга Наумoва нашла новую работу

Ольга Наумова, покинувшая пост гендиректора «Магнита», завершила поиски работы

Forbes
«Приезжать отказались». Почему в ГИБДД не хотят оформлять аварии «Приезжать отказались». Почему в ГИБДД не хотят оформлять аварии

Водители жалуются на отказы сотрудников ГИБДД выезжать на оформление аварий

РБК
Остров безответственности: кому британский парламент передал власть над страной? Остров безответственности: кому британский парламент передал власть над страной?

Британская оппозиция торпедирует сделку по Брекзиту

СНОБ
Как поколение 30-летних обманывает себя, покупая квартиры Как поколение 30-летних обманывает себя, покупая квартиры

Как долго россияне будут верить в инвестидею, которая редко позволяет заработать

Forbes
Тысячи кошек и собак оказались в заложниках у российской хакерши Тысячи кошек и собак оказались в заложниках у российской хакерши

IT-специалист обнаружила брешь в безопасности автоматических кормушек

Популярная механика
Ручной труд в тренде Ручной труд в тренде

Могут ли мейкеры создать новую экономику

Русский репортер
Почему Нобелевская премия по литературе удивила даже букмекеров Почему Нобелевская премия по литературе удивила даже букмекеров

Лауреатами Нобелевской премии по литературе стали Ольга Токарчук и Петер Хандке

Forbes
Все идет по плану Все идет по плану

Пять стартапов, развившихся за последние пять лет в успешный фэшн-бизнес

Vogue
О зубах начистоту О зубах начистоту

Зубная паста – такой же важный элемент ухода, как крем для лица

Здоровье
Звезда родилась Звезда родилась

Как 17-летней Билли Айлиш удалось стать звездой поколения Z

Grazia
Открыть в приложении