Интерес вместо страха
Как гибридный формат работы влияет на управление людьми
Переход к гибридному формату, сочетающему удаленку и работу в офисе, уже стал одним из трендов года и внес существенные коррективы в процессы управления во многих компаниях. РБК вместе с экспертами «Высшей школы экономики» выяснили, о каких конкретно изменениях идет речь и как на них реагировать сотрудникам и руководству компаний
«РБК Тренды» выделили ключевые тезисы аналитического доклада «Гибридные офисы», который подготовил НИУ ВШЭ. Авторы доклада:
Ольга Филатова, профессор департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ,
Мария Рыкина, преподаватель департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
Отпечаток режима
До недавнего времени большинство работодателей применяли гибридный формат точечно, только для отдельных ролей в компаниях. Как отмечают авторы доклада «Гибридные офисы», в 2008 году лишь 8% наемных сотрудников в Европе как минимум иногда работали вне офиса. К 2019-му этот показатель не сильно изменился и составил всего 11%.
Такое ограниченное использование формата не влияло на то, как люди коммуницируют и строят взаимоотношения на работе, отмечают в ВШЭ. Но пандемия резко подтолкнула весь мир в сторону удаленной работы, а затем и гибридного формата. Это повлекло за собой неизбежные перемены.
«Когда более 30% сотрудников с самого начала работы общаются больше 50% времени виртуально (именно так аналитики определяют гибридный формат. — РБК), это накладывает отпечаток на процессы управления людьми и другие аспекты жизни организации», — подчеркивают исследователи из ВШЭ. В своем докладе они выделили основные изменения, которые происходят в процессах управления. Вот основные тезисы доклада.
Привлечение сотрудников и бренд работодателя
Из некогда дополнительной опции для избранных сегодня гибридный режим превращается в важную часть ценностного предложения работодателя. Компании уже создали фундамент для нового формата, а сотрудники успели оценить его плюсы. Опросы (в частности, ВЦИОМ) показывают, что примерно треть россиян хотели бы иметь частично удаленный режим.
Учитывая это, большинству организаций выгоднее сохранить гибкость, чем пытаться вернуть всех в офис. Более того, такие попытки могут ослабить бренд работодателя. «Для профессионалов, востребованных на рынке труда, возможность совмещать форматы нередко становится критерием для выбора работодателя», — подчеркивают эксперты ВШЭ. Поэтому компания, предлагающая только один вариант, рискует проиграть борьбу за таланты. И если сейчас наличие гибрида еще выделяет организацию на рынке труда, то через какое-то время новый формат станет нормой, а не преимуществом.
Рекрутмент
На этом направлении авторы доклада выделяют несколько важных сдвигов.
Усиливается значение «цифры» на этапах отбора.
Компании анализируют цифровой след кандидатов, проводят дистанционные интервью и тесты, создают центры оценки на веб-платформах.
В то же время пока не все процессы перекочевали в виртуальный формат. Половина руководителей все еще предпочитают знакомиться с кандидатом лично на завершающем этапе отбора. Так управленцам проще оценить психологическую совместимость. Но в будущем вырастет спрос на психологический подбор сотрудников на основе анализа их ценностей и установок, указывают авторы со ссылкой на прогнозы KPMG.
Меняются требования к кандидатам.
От рядовых сотрудников теперь ожидают умение пользоваться сервисами и ПО для удаленной работы, способность к самоорганизации и уважение к дедлайнам, от потенциальных руководителей — навык дистанционно ставить задачи и давать качественную обратную связь.
Меняется форма найма.
В гибридные команды все активнее нанимают фрилансеров, которые работают вместе со штатными сотрудниками.
Новый формат влияет на роль рекрутера.
Объемы личного общения сокращаются, поэтому HR-специалистам приходится уделять больше внимания составлению должностных инструкций и более четко формулировать требования к сотруднику.
Адаптация новых людей
В онлайн-среде для этого нужны специальные инструменты: обучающие игры и видеоуроки, мобильные приложения, лендинги с информацией для новичков, чат-боты.
Кроме того, во время удаленного онбординга сложнее выстроить связи и влиться в коллектив. В такой ситуации отлично помогают наставники. Правда, до конца не ясно, как подготовить достаточное число наставников «на гибриде».
Сейчас на рынке высокий спрос на онлайн-инструменты для интеграции новых людей. А значит, такие решения скоро появятся, уверены авторы доклада.
Обучение и развитие
Систематизация знаний и опыта в «цифре» — общий тренд в корпоративном обучении. Он актуален для всех форматов работы, но при гибридном становится особенно важным.
Курсы, руководства и презентации по разным темам теперь размещаются в единой электронной среде. Материалы доступны в том числе со смартфонов, то есть учиться можно когда удобно и откуда угодно. Цифровые платформы позволяют выстраивать из готовых модулей программу под каждого сотрудника и в итоге сделать обучение более адаптивным и персонализированным.
Преемственность и карьера
Принято считать, что строить карьеру на удаленке сложнее, чем в офисе. Но это не означает, что у дистанционных сотрудников нет шансов на продвижение, уверены в ВШЭ. Чтобы добиться повышения, работникам нужно повышать свою видимость для руководителя. Например, регулярно обсуждать задачи на день или неделю, сообщать о статусе их выполнения, просить об обратной связи и предлагать идеи.
По мнению экспертов, в скором времени компании смогут запустить для персонала специальные курсы по обучению тому, как заявлять о себе в цифровой среде, а также начнут рекомендовать специалистам следующие шаги в карьере или внутренние вакансии на основе анализа цифрового следа.
Мотивация
Материальная
На удаленке и гибриде можно нанимать сотрудников из разных городов и стран. Но вместе с расширением географии возникают новые вопросы по поводу оплаты. Например, надо ли устанавливать сотрудникам в регионах московские зарплаты, если штаб-квартира находится в столице? Или лучше ориентироваться на локальный рынок труда?
Авторы доклада полагают, что высококвалифицированные кадры вряд ли будут мириться с региональным «дисконтом», ведь они ищут работу в московских компаниях, чтобы повысить доход. Кроме того, многие сотрудники штаб-квартир теперь уезжают из столиц в регионы, другие регулярно перемещаются между разными городами и даже странами. Поэтому при определении зарплат эксперты советуют исходить не из места жительства сотрудника, а из его вклада в развитие компании.
Нематериальная
Мероприятия для сотрудников, в том числе награждения лучших работников года, в 2020-м перекочевали в онлайн и чаще всего проводились в формате видеотрансляции. Но этого мало, чтобы повышать мотивацию и вовлеченность. Эксперты ВШЭ рекомендуют подходить к корпоративным мероприятиям как к самостоятельным цифровым продуктам с продуманной концепцией, геймификацией и анимацией.
Также они советуют чаще давать устную обратную связь и отмечать достижения подчиненных.
Результативность
Контролировать рабочее время на удаленке сложно и неэффективно, поэтому эксперты призывают сразу перейти к контролю результатов. Важно сообщать сотрудникам, каких именно результатов ожидает от них руководство, и обеспечить необходимые для этого ресурсы.
На уровне компании потребуются очные стратегические сессии, корректировка процессов под виртуальный формат и осознанный подход к тому, когда приглашать команду на встречи в офисе. Управлять результатами в гибридном формате также поможет предикативная аналитика. Она позволяет собирать обратную связь не только в ходе опросов, но и, например, через анализ эмоций на онлайн-совещаниях или выводов на основе действий сотрудников.
Корпоративная культура и смыслы
Разрушение привычных связей и отсутствие поведенческих ориентиров — одна из главных проблем гибридного формата. «При существенном сдвиге в пользу удаленной работы в долгосрочной перспективе есть риск утратить доверие, единство и общую культуру», — предупреждают эксперты из ВШЭ. Одни из возможных последствий — потеря мотивации и ухудшение бизнес-показателей.
Чтобы этого избежать, компаниям советуют фокусироваться на связях, объединяющих команду, и максимально конкретно формулировать ценности. Сотрудникам нужны критерии, помогающие определить, хорошо ли они справляются с обязанностями и доволен ли начальник их работой. Руководителям необходимы критерии, по которым они поймут, что можно доверять тому или иному подчиненному. Рекрутерам же нужны критерии, позволяющие определить наличие нужных компетенций у кандидата и его совместимость с компанией с точки зрения ценностей.
Некоторые артефакты, такие как строгий дресс-код или оформление помещений, утрачивают свою актуальность. Но на смену им приходят новые, например корпоративные стикеры для мессенджеров, которые помогают укрепить корпоративный дух и отражают принятые в коллективе нормы поведения, ценности и стиль общения.
Ментальное благополучие
Серьезные изменения, включая переход к новому режиму работы, вызывают стресс. Глобальные встряски вроде кризиса, вызванного COVID-19, могут и вовсе провоцировать ментальные расстройства. Но, несмотря на это, тема ментального здоровья пока остается стигматизированной. Услугами корпоративного психолога пользуются не более 0,5% сотрудников в России. А проблему эмоционального выгорания, которую HR-директора называют главной причиной текучки, бизнес только начинает признавать.
Однако постепенно компании осознают проблему и уделяют все больше внимания поддержке персонала. Они не просто предоставляют на выбор программы по сохранению здоровья или well-being, но и подсказывают направление для развития, стараются создать поддерживающую атмосферу, обеспечить инклюзивность и возможность оказывать помощь другим.
Лидерство и работа в команде
В гибридном режиме на первый план выходит навык управлять не с помощью силы и страха, а через интерес и вовлечение команды. От руководителей теперь ждут способность поддерживать и развивать своих подчиненных, обеспечивать результат без административного ресурса. На помощь приходят курсы для топ-менеджеров, позволяющие перейти от стрессового управления к умению заинтересовать команду.
Одновременно обороты набирает ситуационное руководство, которым приходится заниматься в условиях неопределенности. Причем только письменного общения здесь недостаточно. «При гибриде требуется обеспечивать возможность спонтанной коммуникации, планировать неформальные встречи, в офисные дни закладывать время не только на совещания, но и на работу, во время которой коллеги могут пообщаться лицом к лицу. Все это новые навыки, необходимые управленцам», — заключают исследователи из ВШЭ.
Плюсы и минусы гибридного формата
Потенциальные преимущества
- Экономия на издержках (оптимизация размеров офисных пространств и бюджетов на командировки, содержание офисов, затраты на релокацию сотрудников).
- Конкурентные преимущества в борьбе за привлечение и удержание талантов, в том числе возможности поиска сотрудников за пределами локальных рынков труда.
- Более высокий уровень автономии сотрудников и в ряде случаев более интересная работа.
Возможные риски
- Потеря инновационности: снижение количества идей для развития бизнеса и сложности с их внедрением.
- Эрозия корпоративной культуры и риски потери смыслов.
- Ухудшение психологического состояния сотрудников (в том числе выгорание, снижение мотивации и удовлетворенности работой, нарушение баланса работы и личной жизни).
- Сложности с адаптацией новых сотрудников.
- Снижение уровня доверия в коллективе, разобщенность команд.
Фото: Erik Von Weber / Getty Images; Maskot / Getty Images
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl