Яркие личности моды Советского Союза

Культура.РФИстория

Советские модельеры

Автор: Ирина Малахова

0:00 /
852.092
Льняные платья с традиционным вологодским кружевом от Аллы Левашовой. Фотография: Татьяна Осколкова / WIKIPEDIA.ORG

После революции в советском обществе негативно относились к моде. Стильную одежду считали «мелкобуржуазным пережитком», а модно одетого человека называли транжирой и тунеядцем. Но модельеры постепенно меняли общественное мнение: в России стала появляться самобытная и узнаваемая одежда. Русские костюмы признавали и копировали за рубежом, а у некоторых портных одевались даже представители власти. Портал «Культура.РФ» знакомит с яркими личностями моды Советского Союза.

Простота и элегантность: Надежда Макарова

Художник-модельер Надежда Макарова была племянницей известного модельера Надежды Ламановой. Свою творческую карьеру она начинала в мастерской тети — там Макарова выполняла небольшие задания, а заодно наблюдала за работой мастера и перенимала опыт. Неудивительно, что первые костюмы Надежды Макаровой напоминали по стилю ламановские. Это были строгие платья, сделанные из холста — грубой ткани, украшенные разноцветными вставками с народными мотивами.

С 1923 по 1924 год Надежда Макарова училась в художественной студии Константина Юона, параллельно работая в мастерских современного костюма. Одной из ее заметных работ того времени был костюм из прямого платья без рукавов и длинного жакета. На Всемирной выставке в Париже она представила два современных наряда с русским кроем и декором.

Оригинальный взгляд художница проявила в костюмах для театра, делая одежду для спектаклей МХАТа, театров Мейерхольда и Вахтангова. Макарова также разрабатывала одежду для массового потребителя: пальто и платья. Одна из популярных моделей — клетчатое пальто прямого силуэта.

В 1934 году в Москве открыли первый в СССР Дом моделей. На должность его руководителя и ведущей художницы позвали уже опытную Надежду Макарову. Ее модели, как и костюмы Ламановой, были лаконичными, элегантными.

...Простота далась совсем непросто, а в результате большого труда, наблюдения и внимательного изучения главным образом народного костюма с его необычной логикой кроя. Надежда Макарова

Кадр из художественного фильма «Александр Невский» (1938). Модели костюмов Надежды Ламановой и Надежды Макаровой. Фотография: svrt.ru

Народные мотивы и «русская тема»: Фекла Гореленкова

Мастер советского моделирования Фекла Гореленкова познакомилась с профессией рано: в 10 лет она ходила в школу-мастерскую Елизаветы Шеффер в Рязани. Позднее Шеффер переехала в Москву и поступила в мастерскую Ламановой, а заодно перевезла своих учениц.

В то время Надежда Ламанова разрабатывала новый метод конструирования одежды: она накалывала ткань прямо на человеке или манекене-дублере. Фекла Гореленкова работала закройщицей и выполняла это самое ответственное поручение — драпировала и накалывала материалы. У Ламановой Гореленкова проработала до 1928 года. После устроилась художником-модельером на швейную фабрику и в Научно-исследовательский институт меховой промышленности.

В 1934 году Фекла Гореленкова пришла в Дом моделей. У нее было свое видение и понимание европейского и русского костюма. О мастере советской моды Фекле Гореленковой в то время говорили в прессе. «Сквозь многие ее модели проходит «русская тема», но это никогда не выглядит нарочитым. Народный мотив, орнамент, линия, идущая от народного костюма, необычайно органично связана с современной формой…» — писала газета «Известия».

За свои модели художница привезла диплом с Международной парижской выставки. В 1956 году образцы женской одежды моды 1950-х, разработанные Гореленковой, опубликовали в книге «Кройка женского платья».

Рисунки Вячеслава Зайцева. Модели Феклы Гореленковой. Изображение: lamanova.com

Прозодежда и агиттекстиль: Варвара Степанова

Художница-авангардистка, жена скульптора и фотографа Александра Родченко, Варвара Степанова пришла в моду в 1924 году. До этого она училась в студии Константина Юона, выпускала рукописные сборники экспериментальной «трансрациональной» поэзии с собственными рисунками и иллюстрировала стихотворения Алексея Крученых. В 1920-х Степанова участвовала в выставке конструктивистов «5 × 5 = 25», преподавала в Академии социального воспитания имени Крупской и на Высших художественно-технических мастерских. Она также конструировала костюмы и декорации для пьесы Александра Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина».

Одна из заслуг Варвары Степановой в советской моде — манифест «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда». Статья вышла в 1923 году. В ней Степанова изложила новые принципы конструирования одежды.

Мода, психологически отражавшая быт, привычки, эстетический вкус, уступает место одежде, организованной для работы в различных отраслях труда… одежде, которую можно показать только в процессе работы в ней, вне реальной жизни не представляющей из себя самодовлеющей ценности, особого вида «произведений искусства». Варвара Степанова

С 1924 года для Степановой начался период текстильного дизайна. Для тканей Первой ситценабивной фабрики она вместе с Любовью Поповой создавала так называемый агиттекстиль — принты с серпами, молотами, тракторами, сеялками, комбайнами, аэропланами. Известные дизайнеры также разработали ткани с простыми геометрическими формами в духе конструктивизма. Часть эскизов запустили в производство, а некоторые из них отобрали для Международной выставки в Париже 1925 года.

Варвара Степанова со своим мужем Александром Родченко. Фотография: elledecoration.ru

Балетные костюмы: Варвара Каринская

Художник по костюмам Варвара Каринская еще в детстве увлекалась рисованием и рукоделием — эти увлечения пригодились ей в будущей карьере. В 29 лет она вместе с мужем переехала в Москву из Харькова. Здесь Каринская стала интересоваться искусством, в том числе и балетом, держала салон, в котором собирались поэты, художники, скульпторы. В это время она придумала технику своеобразных коллажей: рисунки и фотографии комбинировала с небольшими кусками ткани. Работы Каринской даже выставлялись в московской галерее.

После революции Каринская открыла первое советское модельное ателье от-кутюр по пошиву платьев и шляпок. У нее стали одеваться жены нэпманов и коммунистическая элита. Модельер также владела школой художественной вышивки для детей ARS.

В 1924 году школа помогла ей эмигрировать из СССР: под видом организации выставки работ учеников Каринская уехала в Европу. С 1930 года она жила в Париже, где сотрудничала с антрепризой Русского балета Монте-Карло, оформляла спектакли Жана Кокто. Каринская быстро стала известной в балетных кругах Европы.

Через девять лет художница переехала в Нью-Йорк. Там она устроилась дизайнером к балетмейстеру Джорджу Баланчину. «В литературе есть Шекспир, а в костюмах — Каринская», — говорил Баланчин. Сначала она создавала костюмы по эскизам Сальвадора Дали, Анри Матисса и Марка Шагала, а позднее — по своим собственным. В 1950 году для спектакля Баланчина «Симфония до мажор» Каринская придумала пачку, которую используют и в современном балете. Она сделана так, чтобы танцорам было проще двигаться: в пачке нет металлического каркаса и меньше ткани.

Варвара Каринская также создавала костюмы к бродвейским мюзиклам и голливудским фильмам. В ее платьях снимались Марлен Дитрих, Ингрид Бергман и Вивьен Ли. В 1948 году российская художница получила первый в истории «Оскар» за лучшую работу художника по костюмам — за работу в фильме «Жанна д’Арк».

Варвара Каринская в своей лондонской студии. 1939 год. Фотография: jmoudskyvlady / wikipedia.org

Мода для всех: Алла Левашова

В 1941 году Алла Левашова окончила Московский текстильный институт. Позднее по ее инициативе там открыли отделение художников-модельеров. В 1942 году Левашова стала работать художником-постановщиком в Московском драматическом театре имени К.С. Станиславского.

В 1949 году дизайнер перешла в Общесоюзный Дом моделей одежды. Она создавала простые и элегантные образы — их печатали в журналах и возили на выставки. Однако Левашова хотела создавать одежду не только для элиты, но и для массового потребителя: вещи, которые выпускали на фабриках, не пользовались спросом. Она стремилась сделать моду доступной для всех.

В 1962 году при Министерстве легкой промышленности Алле Левашовой удалось открыть Специальное художественно-конструкторское бюро (СХКБ) — своеобразное советское прет-а-порте. На фабриках стали шить жакеты без воротника в стиле Шанель, льняные и хлопковые платья-трапеции, украшенные декоративным жемчугом и кружевом, стеганые болоньевые пальто, вечерние платья и женские брюки, халаты и пижамы. Левашова даже встречалась с Ивом Сен-Лораном, после чего они подписали договор, и СХКБ получало лекала от французского модного дома Кристиана Диор.

«Русские» сапоги: Вера Аралова

Вера Аралова — модельер, заслуженный художник РСФСР, она училась в Московском художественном училище памяти 1905 года. После учебы, с 1930 года, оформляла декорации и делала эскизы костюмов для театров Москвы, Твери, Тулы и Симферополя.

В 1948 году Вера Аралова устроилась художником-модельером в Общесоюзный Дом моделей. Параллельно писала картины и графику, участвовала в выставках сама и помогала их организовывать Художественному фонду СССР за рубежом.

В конце 1950-х Аралову узнал весь мир. В 1959 году она представила на выставке в Париже шубку из серой белки с расширенным низом и красные кожаные сапоги с молнией на голенище — первые в истории моды. Через несколько лет вся Европа начала ходить в «русских» сапогах.

Вера Аралова состояла в редколлегии модных журналов и покровительствовала молодым художникам и моделям. Именно она открыла для Советского Союза манекенщицу Регину Збарскую, которую потом назвали «самым красивым оружием Кремля».

Вера Аралова в мастерской. Фотография: livemaster.ru

Мужская мода: Александр Игманд

Создателем советской мужской моды был Александр Игманд. Он учился в Магнитогорском индустриальном техникуме и стажировался у местного портного. Затем перевелся в Московский техникум легкой промышленности имени А.Н. Косыгина.

В это время Игманд стал брать частные заказы. В 1962 году он сшил костюм режиссеру Андрею Тарковскому для Венецианского кинофестиваля. Меньше чем за неделю был готов классический черный однобортный костюм с двумя шлицами, на одной пуговице. Тарковский тогда взял «Золотого льва» — это событие Игманд считал официальным международным дебютом.

Первую коллекцию, которую Александр Игманд создал для преддипломной практики, показали на выставке в Монреале. В 1967 году это помогло начинающему модельеру попасть в Общесоюзный Дом моделей. «Большое влияние на меня оказала атмосфера той поры 60-х, когда возникло движение стиляг (я и сам был одним из них): мужчины стали выглядеть не как оловянные солдатики — в их одежде появилась какая-то мысль», — вспоминал Игманд.

Он шил всё: пальто, пиджаки, брюки для мужчин, женские вещи. Среди знаменитых клиентов портного были Михаил Ульянов и Юрий Любимов, Василий Ливанов и Вениамин Смехов, Александр Збруев и Александр Абдулов.

С начала 1970-х Александр Игманд стал личным портным Леонида Брежнева. Только ему Брежнев доверял подбирать гардероб.

Мы вошли в комнату и увидели, что нам навстречу идет Леонид Ильич Брежнев.
От неожиданности у меня появилась испарина. Но Брежнев тепло поздоровался с нами за руку и пригласил пройти. На столе у него лежали мои эскизы с приколотыми образцами ткани. Министр представил меня: «Леонид Ильич, этот тот самый художник, который вам понравился». Александр Игманд

Александр Игманд (в центре) и манекенщики театра моды Вячеслава Зайцева. 1997. Фотография: dmitrakova.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цена портрета: сколько стоило увековечить себя на картине Цена портрета: сколько стоило увековечить себя на картине

Как были написаны и в какую сумму оценивались семь известных портретов

Культура.РФ
Сервис, который позволяет пользователям зарабатывать до $1 млн: история Udemy Сервис, который позволяет пользователям зарабатывать до $1 млн: история Udemy

Как выходец из Турции создал образовательную онлайн-платформу

Forbes
Летчик, моряк, трудоголик и муж. Жизнь принца Филиппа — в фактах и фотографиях Летчик, моряк, трудоголик и муж. Жизнь принца Филиппа — в фактах и фотографиях

История жизни одного из самых трудолюбивых членов британской монаршей семьи

Правила жизни
Идеальный «Шторм»: кто и почему стал триумфатором премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения Идеальный «Шторм»: кто и почему стал триумфатором премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения

Главные награды премии АПКиТ забрали сериалы, созданные для онлайн-платформ

Forbes
Бухенвальдская ведьма: история Ильзы Кох, одного из крупнейших монстров Холокоста Бухенвальдская ведьма: история Ильзы Кох, одного из крупнейших монстров Холокоста

Ильза Кох — одна из самых жестких представительниц гитлеровского режима

ТехИнсайдер
Эмиссия невыполнима: как живет секретный клуб, печатающий альтернативные российские валюты Эмиссия невыполнима: как живет секретный клуб, печатающий альтернативные российские валюты

Этот секретный клуб собирается составить конкуренцию Центробанку

Esquire
Вакцинированные люди не захотели делиться с невакцинированными в онлайн-игре Вакцинированные люди не захотели делиться с невакцинированными в онлайн-игре

Люди могут воспринимать прививки как общественный договор

N+1
Вот это вещь! Вот это вещь!

Вспомним, чем мы пользовались в 1995-м – дома, на кухне и на работе

Лиза
Юлия Михалкова: «Я пример для детей» Юлия Михалкова: «Я пример для детей»

Интервью с актрисой и телеведущей Юлией Михалковой

Лиза
Правила жизни Канье Уэста Правила жизни Канье Уэста

Музыкант, Лос-Анджелес, 43 года

Esquire
В чашке Петри вырастили человеческую кожу с волосами В чашке Петри вырастили человеческую кожу с волосами

В полученном органоиде сформировались не только основные слои кожи

N+1
«Он спасает планету»: эксклюзивное интервью матери Илона Маска — о детстве миллиардера, запуске Crew Dragon и счастье в 70 лет «Он спасает планету»: эксклюзивное интервью матери Илона Маска — о детстве миллиардера, запуске Crew Dragon и счастье в 70 лет

Мэй Маск о том, как ушла с тремя детьми от мужа и о детстве Илона Маска

Forbes
О вкусных преимуществах самоизоляции О вкусных преимуществах самоизоляции

За время карантина приготовление еды стало самым популярным занятием

Здоровье
«Я тебе что, клоун?» В ГИБДД перечислили фразы, которые очень раздражают «Я тебе что, клоун?» В ГИБДД перечислили фразы, которые очень раздражают

Какие фразы при общении с инспекторами неизбежно приведут к проблемам

РБК
Каким было любимое блюдо Льва Толстого? Каким было любимое блюдо Льва Толстого?

Назвать единственное любимое блюдо Льва Толстого невероятно сложно

Культура.РФ
Фотоомоложение лица:  ответы на все вопросы, результаты и личный опыт редактора Фотоомоложение лица:  ответы на все вопросы, результаты и личный опыт редактора

В чем суть фотоомоложения лица

Cosmopolitan
Майк Науменко. Бегство из зоопарка Майк Науменко. Бегство из зоопарка

Отрывок из биографии основателя и солиста советской рок-группы «Зоопарк»

СНОБ
«Пользователи ищут славы и денег»: старое интервью сооснователя Musical.ly о создании и монетизации сообщества «Пользователи ищут славы и денег»: старое интервью сооснователя Musical.ly о создании и монетизации сообщества

Интервью основателя Musical.ly до объединения с TikTok

VC.RU
Тревога, панические атаки и перфекционизм: есть связь Тревога, панические атаки и перфекционизм: есть связь

Стремление к идеалу может заставить нас переживать невыносимую тревогу

Psychologies
Как успешно пройти онлайн-собеседование Как успешно пройти онлайн-собеседование

Не забывайте про несколько простых правил при прохождении собеседования онлайн

Psychologies
Космическая мода: кому важна эстетика скафандров Космическая мода: кому важна эстетика скафандров

В XXI веке происходит пересмотр подходов к дизайну космических скафандров

Популярная механика
Как французский врач жил и лечил людей в Африке: отрывок из книги Жана-Мари Леклезио «Африканец» Как французский врач жил и лечил людей в Африке: отрывок из книги Жана-Мари Леклезио «Африканец»

Фрагмент из третьей главы – «Африканец», где автор рассказывает о своем отце

Esquire
Злодей или жертва? 7 сериальных антигероев, которым мы сочувствуем Злодей или жертва? 7 сериальных антигероев, которым мы сочувствуем

Когда по ТВ показывали эти сериалы, вся семья собиралась перед экраном

Cosmopolitan
«Хлопок одной ладонью. Как неживая природа породила человеческий разум» «Хлопок одной ладонью. Как неживая природа породила человеческий разум»

Все то, что мы называем человеческим, было предвосхищено неживой материей

N+1
«Всё должно быть по любви» «Всё должно быть по любви»

Для актрисы Ирины Горбачёвой, кажется, не существует никаких преград

OK!
Кино под влиянием женщины Кино под влиянием женщины

Ксения Рождественская о Джине Роулендс и ее героинях

Weekend
Пиво не содержит женских гормонов: мифы о пиве Пиво не содержит женских гормонов: мифы о пиве

Пиво – возможно, один из самых ранних напитков, созданных руками человека

Популярная механика
10 главных заблуждений и фактов о наркотиках 10 главных заблуждений и фактов о наркотиках

Главные заблуждения о психоактивных веществах и зависимости от них

Популярная механика
Диета при сахарном диабете: что есть, чтобы сахар был в норме Диета при сахарном диабете: что есть, чтобы сахар был в норме

Сахарный диабет не означает, что тебе нужно срочно отказаться от всего вкусного

Cosmopolitan
Выброс рутения в 2017 году оказался не связан с производством оружейного плутония Выброс рутения в 2017 году оказался не связан с производством оружейного плутония

Как в 2017 году в атмосферу попал рутений?

N+1
Открыть в приложении