Дело Альтмана
Удивительно, как важный художник XX века, автор иконического портрета Анны Ахматовой Натан Альтман после своей единственной ретроспективы в 1969 году был забыт большими музеями. Его правнучка Станислава Малаховская намерена изменить ситуацию: разбирает семейные архивы, пишет исследование о работах прадеда и мечтает о музее создателя «Джоконды русского авангарда».
Нищее детство, Париж, Ленин и революционное искусство: Натан Альтман — фронтмен русского авангарда
Натан Альтман родился в небольшом украинском городе Винница: шансов попасть в Петербург из еврейской черты оседлости у него не было, поэтому в 1910 году он едет в Париж: в столице мирового искусства открывает для себя кубизм и знакомится с Сутиным, Модильяни и Шагалом. С последним они поддерживали отношения и после революции на протяжении всей жизни. Вернувшись в Россию, Альтман оказывается в Петербурге и молниеносно завоевывает своим обаянием и талантом внимание богемы Серебряного века. В рядах его почитателей сразу оказываются поэт Велимир Хлебников и критик Николай Пунин, в списке ближайших друзей — Владимир Маяковский и Николай Гумилев, а в 1914 году он пишет портрет Анны Ахматовой.
После Октября 1917 года новая власть ищет своих визионеров, и 28-летний художник становится ее евангелистом — вместе с Малевичем, Шагалом, Родченко и Татлиным. Он много работает, преподает, делает бюст и портерты Ленина, оформляет книги, в его жизни появляется театр, кино и легендарные режиссеры Михоэлс и Вахтангов. За блестящим признанием на родине приходит успех в Е вропе: Альтман принимает участие во В семирной выставке в Париже 1925 года и в Венецианской биеннале 1928-го, делает свои персональные выставки, его работы скупают западные коллекционеры. Он изучает кубизм, постимпрессионизм, ар-деко и реализм. Но в 1935 году все оборвется.
Знакомство с кубизмом у Альтмана случилось, когда он в первый раз эмигрировал в Париж — в 1910 году. Как двадцатилетний художник из Винницы оказался на Монпарнасе?
Натан Исаевич родился в очень бедной семье. Мы не знаем, кто был его отец, а вот мать уехала в Штаты — бросила Натана, когда он был совсем маленьким. Мальчика воспитывали бабушка и дедушка, который, судя по всему, был раввином. С детства Альтман очень любил рисовать — буквально углем на стене, что и привело его в Одесское художественное училище. Есть теория, будто он где-то увидел репродукции импрессионистов и понял, что хочет работать совсем не в академическом стиле. Так было решено отправиться в Париж: там он жил в 1910 году в знаменитом «Улье», где снимали комнаты кубисты, сюрреалисты, экспрессионисты — многие культовые художники XX века: от Шагала и Модильяни до Пикассо и Миро. Конечно, эта среда и повлияла на него.
В императорской России было запрещено переезжать в столицу из черты оседлости, но Альтман все-таки попадает в Петербург в 1911 году. Как так получилось?
После возвращения из Парижа он получает диплом художника вывесок в Бердичеве, и это позволяет ему жить в Петербурге. Альтман молниеносно становится в художественной богеме своим. Участвует в выставках объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет», Осип Мандельштам посвящает ему стихи, его принимают в обществе кабаре «Бродячая собака», а в 1914 году он пишет знаменитый портрет Анны Ахматовой — в своей студии на Мытнинской набережной. Поэтесса жила в то время буквально напротив — на Васильевском острове в Тучковом переулке рядом с собором Святой Екатерины. Кстати, они были знакомы еще в Париже, но тогда Анна Андреевна не обратила внимания на Натана — главным ее портретистом на тот момент был Амедео Модильяни.
Как портрет Анны Андреевны оказался в собрании Русского музея?
Портрет Ахматовой не был произведением, с которым Альтман никогда не расставался, как, например, с картиной «Еврейские похороны». Натан Исаевич показывал его на своих выставках, на одной из которых работу приобрел коллекционер Аркадий Вениаминович Р уманов. Известный меценат покупал холсты Врубеля, Рериха, Васнецова, Судейкина — практически всех знаковых художников эпохи. В 1918 году он эмигрировал, а большая часть произведений осталась в стране. Но архивные документы не дают четкого представления, как портрет Ахматовой оказался в коллекции Русского музея.
Пик творчества Альтмана приходится на 1920-е годы. Что дала ему революция?
Многое. Альтман, как и большинство его товарищей, с сумасшедшим энтузиазмом принял новый мир и идеи революционного искусства. Он оформляет Октябрьские празднества в Петрограде и Москве, создает скульптурный портрет Владимира Ленина, его серия рисунков с портретом вождя ложится в основу оформления «революционного» фарфора с лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Кто не работает, тот не ест», он даже работает на авиационном заводе и занимается дизайном аэропланов. Одним из основных лиц в художественной среде после 1917 года был соратник Альтмана по Парижу футурист Давид Штеренберг — вместе друзья участвуют в работе отдела изобразительного искусства при Комиссариате народного просвещения — с легкой руки Луначарского.
Чем они там занимались?
Альтман вел две мастерские, живописную и скульптурную, в Свободных Государственных мастерских СВОМАС — они открылись вместо упраздненной Лениным Академии художеств и стали основой для будущего ВХУТЕМАСа. В 1919 он организовал одну из крупнейших советских экспозиций художников рубежа 1910-х годов, позже был редактором первой газеты СССР по арт-вопросам «Искусство коммуны» и возглавлял художественный отдел газеты самого Луначарского «Пламя». В 1921 году Альтман еще и сменил Штеренберга на главенствующем посту в Н аркомпросе, который можно назвать аналогом современных министерств просвещения и культуры, если бы их объединили.
Жизнь била ключом!
Еще как! К его живописной работе прибавляется театр и кино. После своего дебюта 1916 года в качестве театрального художника — он оформил постановку «Чудо святого Антония» для декадентского «Привала комедиантов» на Марсовом поле — Альтман погрузился и в эту среду. В начале 1920-х годов после Шагала он становится главным художником Московского еврейского театра Грановского и начинает активно работать как сценограф, что снова приводит его в Париж.
Когда начинается его вторая эмиграция?
Он не возвращается с европейских гастролей Театра Грановского в 1928 году. При этом Альтман ежемесячно в Париже отмечается в Советском посольстве — вплоть до своего возвращения в 1935-м, не разрывая связь со страной. Все семь лет он изучает новые грани современного искусства, экспериментируя с постимпрессионизмом и реализмом, вдохновившись стилем сюрреалистов, делает литографии к Ветхому завету, начинает сотрудничество с крупнейшими французскими книжными издательствами Flammarion и Gallimard — для последнего проиллюстрировал серию книг писателя и драматурга Марселя Эме, в том числе «Сказки кота Мурлыки». Это было время художественного подъема Альтмана: его картины покупают коллекционеры, а с графикой он постоянно участвует в выставках. Все это закончится в 1935-м.