Дарья Панайотти
Куратор Отдела современного искусства Эрмитажа два года изучала британские архивы и собрала в Главном штабе выставку Сесила Битона — автора портретов всех селебрити середины XX века и придворного фотографа Елизаветы II . Проект сейчас показывает Бленхеймский музей — первый случай, когда кураторский отбор и концепция Эрмитажа пошли на культурный экспорт.
Как родилась идея выставки Битона в Эрмитаже
Все началось с того, что я познакомилась с Джеральдин Норман — одной из основательниц Фонда Эрмитажа в Великобритании. Она задала вопрос: «Выставку какого британского фотографа ты бы хотела сделать, если бы могла выбирать?» Я в числе прочих назвала Сесила Битона — самого известного фотографа страны. И не думала, к чему приведет разговор. В итоге благодаря Фонду Эрмитажа я до пандемии съездила в кураторскую командировку, где смогла поработать с архивом Битона на его родине и, что самое главное, наладить нетворкинг. В Лондоне я пообщалась с куратором, которая делала выставку Битона в Музее Виктории и Альберта, а также с куратором выставки в Мадриде, которая сказала: «А ты знаешь автопортрет Битона из поездки по СССР в каракулевой шапке и шубе? Вот иди и посмотри». За счет таких подсказок и архивных исследований удалось собрать кадры, которые никогда еще не показывали публике. Бывает, снимок раньше никто не видел, и это единственное, чем он интересен. А на выставке в Эрмитаже были ценные не только с исторической, но и с эстетической точки зрения кадры: снимок летчицы 1942 года потрясающей красоты не публиковали ни в одном каталоге. Мы выстроили нарратив выставки так, чтобы совместить эти находки с каноническими фотографиями Битона. Например, с коронационным портретом Елизаветы II.
Почему делать фотовыставки в Эрмитаже непросто
С одной стороны, фотография демократична: мы все фотографируем — это искусство, понятное публике. С другой стороны, посетителю, который пришел в музей на экскурсию, все-таки нужно объяснять соседство фотографии с импрессионистами и Рембрандтом. Так появился «культ звезд» в концепции и в названии нашей выставки — характеристика социума, в котором знаменитость становится самоценной: ее добиваются не за счет карьеры,подвига, научной службы или искусства, а из-за склонности общества к распространению слухов, зависти и эпатажу. Мы хотели рассказать, какую важную роль фотография играла в визуальной культуре XX века: уже сто лет как фотографии селебрити окружают нас, плюс сегодня мы делаем селфи — это наш способ продемонстрировать себя. Кто-то может сказать, дескать, это все появилось недавно, а вот в старые добрые времена… На самом деле рождение этой культуры следует отсчитывать с начала публичной общественной жизни в Европе в эпоху Просвещения. Селебрити и инфлюенсеры, немногим отличающиеся от современных, существовали в культуре романтизма. Думаю, российскому зрителю было интересно узнать об этой исторической перспективе, а вот британцам — вероятно, благодаря наследию денди — все это хорошо знакомо и понятно.
Как эрмитажную выставку адаптировали для Британии
Контакт музея в Бленхейме нам дал Хьюго Виккерс, биограф Битона. Команда нашего отдела послала им презентацию с кураторским отбором фотографий, они заинтересовались, и в ноябре 2020 года музей принял решение о покупке нашей кураторской концепции. Обычно выставки, которые затем едут за рубеж, Эрмитаж готовит в партнерстве с другими музеями. Наша выставка — редкий случай, когда был куплен отбор и концепция сотрудников Эрмитажа. Для «экспорта» в британский музей я адаптировала концепцию. Среди тех, кто позировал Битону, было много эмигрантов из Российской Империи: это и внучка Александра II княжна Наталья Палей, ставшая манекенщицей, и танцевавшая у Дягилева Валентина Кашуба, и художник Павел Челищев, и родоначальник балета