История российской коктейльной культуры

СНОБРепортаж

На роспуск Думской

История российской коктейльной культуры

Автор: Алексей Синяков. Иллюстрации: Chaallka

В марте 2023 года в Санкт-Петербурге закрыли бары на Думской — самой пьяной улице города, а возможно, и страны. Она стала последним прибежищем той бесшабашной коктейльной культуры, что появилась в середине 2000-х. Алексей Синяков узнал, как она пришла в Россию, вместе с каким коктейлем попала в Санкт-Петербург и во что превратилась в Москве.

Миксы из хозмага и коктейли из Юрмалы

В конце 1980-х будущий ресторатор Вячеслав Ланкин отслужил в ВДВ и переехал из Набережных Челнов в Москву. Шла горбачевская антиалкогольная кампания, поэтому он пил практически всё, что можно поджечь. Многие алкогольные напитки тех лет готовились из бытовой химии и напоминали маргинальные коктейли из поэмы «Москва — Петушки».

В 1991 году Ланкин стал сотрудником «Лаки бара» на Остоженке, где работали двое выходцев из Латвии: Юрий Силов и Рубен Погосян.

Силов и Погосян были одними из тех, кто начал создавать коктейльную культуру в Москве. Оба много лет работали в барах «Парус» и «Юрмала» — единственных заведениях в Латвийской ССР, где были разработаны собственные коктейльные карты. Оба были учениками Карла Билдерса — 80-летнего латвийского кока, который ходил на кораблях за границу, окончил королевские курсы барменов в Англии и передавал Силову и Погосяну свои знания, пока его корабли стояли в порту на ремонте.

«Рубен и Юрий стали моими учителями, — вспоминает Вячеслав Ланкин. — Они умели делать довольно сложные коктейли. Вместе с ними я готовил в баре “Маргариту” на основе текилы и “Белую леди” на основе джина. В 1993 году эти коктейли были для Москвы большой редкостью, если не исключением, они стоили больших денег».

После денежной реформы 1991 года, когда российское правительство перестало контролировать цены, а в стране началась гиперинфляция, «Лаки бар» перешел с расчета в рублях на дойчмарки. На небольшом обрывке картона в баре обновлялся курс марок, который его сотрудники считали для себя приемлемым. «Сколько стоила у нас “Маргарита”, не помню, — признается Ланкин. — Коробка конфет продавалась за 25 марок. В начале 1993 года на эти деньги можно было купить женские сапоги. При этом клиенты у нас все равно были. Некоторые пили в том числе коктейли. Ежедневно к нам приезжала на “восьмерке” компания коммерсантов, которая торговала шубами на Лужнецком рынке и зарабатывала на этом огромные деньги, которые вечером пропивала у нас».

Первый московский лонг-айленд

«Главной чертой коктейлей 1990-х была простота, — рассказывает основатель бара “Петров и Васечка” и рюмочной “Комната отдыха”, ресторатор Андрей Петров. — Большинство барменов тогда делали миксы всего из двух составляющих. Чаще всего смешивали вермут или амаретто с апельсиновым соком, либо ром или виски — с колой. На что-то большее в России тогда мало кто был способен».

Импортный алкоголь уже продавался в России, но смешивать его почти никто не умел, подтверждает Вячеслав Ланкин, который как раз тогда всерьез заинтересовался коктейлями, следил за барной жизнью Москвы и думал, как открыть свое заведение.

В 1995 году, после работы с мастерами коктейлей из Латвии, Ланкин основал с друзьями первый тики-бар в Москве под названием «Какаду» — заведение в полинезийском стиле с преобладанием в меню коктейлей на роме. Слова «тики-бар» при Борисе Ельцине в России еще никто не знал, поэтому «Какаду» именовался просто «тропическим баром», поясняет ресторатор. Именно в этом баре впервые в столице появились более сложные, чем «Маргарита», коктейли, которые станут хитами до конца нулевых.

«Никаких книг на русском языке для барменов не было, — вспоминает Ланкин. — Где находить новые рецепты, тогда никто не знал, а у самих барменов получалось смешивать в большинстве случаев очень плохо. Однако в 1995 году в США издали справочник с рецептами коктейлей. Каким-то чудом он попал ко мне в руки.

В нем был приведен рецепт коктейля “Лонг-Айленд”: ром, текила, джин, куантро, лимонный сок и кола. И я подумал: ничего себе! Очень много ингредиентов. Это было очень круто — ничего подобного в Москве еще никто не делал. Мы готовили “Лонг-Айленд” в “Какаду” и подавали в обычных пивных кружках, то есть сразу наливали гостям по пол-литра. Еще мы готовили коктейль в ананасе — вырезали из него сердцевину и заливали его чем-то похожим на “Пина коладу”. Эти миксы тогда у нас покупали, но коктейли все равно не были главным напитком в столичных барах. А было примерно так: к нам приходили гости и говорили: “Принесите нам эту фигню с ананасом и бутылку водки, пожалуйста». Коктейль был украшением стола, но не главным напитком».

Эффект Friday’s

Будущий ресторатор Дмитрий Левицкий до 21 года не знал, что кроме водки и пива можно пить что-то еще. «Именно эти напитки тогда и сопровождали застолье большинства россиян, — вспоминает Дмитрий Левицкий. — Самый популярный коктейль, который они самостоятельно делали, состоял из водки и пива».

В 1998 году Левицкий устроился работать барменом в T.G.I Friday’s — международную сеть ресторанов, которая тогда только начала открывать первые точки в Москве. Там он узнал, что кроме водки существуют другие крепкие напитки и что на их основе можно создавать более сложные, чем у привычного «ерша», сочетания вкусов.

Ресторан Friday’s предлагал гостям все самые известные в западном мире коктейли: «Негрони», «Манхэттен», «Текилу санрайз», «Космополитен» и другие. Тогда их заказывали в основном иностранцы. Смешивание коктейлей в ресторане было поставлено на поток, как приготовление бургеров в «Макдоналдсе». В них не было авторского почерка, но все напитки готовились по строгим рецептам, с точным описанием граммовки ингредиентов и действиями, которые должен совершить бармен — так что качество всегда оставалось одинаковым.

Friday’s был сетевым заведением и поэтому растиражировал коктейли в Москве, сделав им большую рекламу, вспоминает Вячеслав Ланкин. «Бармены, которые прошли через него, стали разносить культуру коктейлей дальше — по другим ресторанам», — добавляет Дмитрий Левицкий.

Ланкин и коктейльный угар

В 1999 году в России на кассетах вышел очередной фильм о приключениях Джеймса Бонда — «Золотой глаз». В одной из сцен коллега Бонда пила через трубочку коктейль со льдом, джином, лаймом и мятой.

«Это был мохито, — вспоминает Вячеслав Ланкин. — Большинство россиян узнали о нем из этого фильма. Тогда же коктейль стал появляться в московских барах, а люди, посмотревшие “Бонда”, стали часто спрашивать его у барменов. Кроме него тогда пили простые миксы вроде рома с колой, шот “Б-52”, появившийся примерно в 1995 году, и “Лонг-Айленд”».

«Лонг-Айленд» оставался самым популярным коктейлем для вечеринок почти до конца нулевых. Эта легкая на вкус и убийственная по эффекту смесь на основе крепких ингредиентов была самым продаваемым коктейлем в Real McCoy — клубе, который Ланкин открыл с компаньонами в 2003 году в высотке у метро «Баррикадная». У популярности «Лонг-Айленда» было несколько причин: он сравнительно недорого стоил, подавался в объеме, близком к пивной кружке, и оттенял крепкий алкоголь освежающими цитрусами. Три-четыре бокала этого коктейля были способны уложить даже самого крепкого посетителя Real McCoy на диван. «Лонг-Айленд» идеально подходил для того, чтобы выпить, потанцевать, снова выпить, уснуть, а затем проснуться и выпить опять — именно такой отдых и любила московская публика начала нулевых.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Следующая станция — Дубай Следующая станция — Дубай

Как не потеряться в «четвертой столице» России и найти там своих

СНОБ
Волки, как и собаки, узнают знакомые человеческие голоса Волки, как и собаки, узнают знакомые человеческие голоса

Вероятно, между волками и собаками распространено межвидовое общение

ТехИнсайдер
Типток Типток

Зачем делить людей на типы, если вы не хостес ресторана «Большой»

Tatler
«Не убийца, а всего лишь код, созданный и управляемый человеком»: сооснователь фонда Andreessen Horowitz о рисках ИИ «Не убийца, а всего лишь код, созданный и управляемый человеком»: сооснователь фонда Andreessen Horowitz о рисках ИИ

Страхи, связанные с ИИ, лишь сеют панику и тормозят развитие сектора

VC.RU
Жизнь в плену имени Жизнь в плену имени

Марк Юний Брут: история и жизнь того, кто лишил жизни Гая Юлия Цезаря

Дилетант
Как космические путешествия медленно убивают иммунитет человека: что ждет астронавтов будущего Как космические путешествия медленно убивают иммунитет человека: что ждет астронавтов будущего

Условия космических путешествий изменяют экспрессию генов астронавтов

ТехИнсайдер
Директор московской «Ночлежки» Дарья Байбакова: «На чувстве вины далеко не уедешь» Директор московской «Ночлежки» Дарья Байбакова: «На чувстве вины далеко не уедешь»

Как социальный проект «Ночлежка» стал бизнесом

СНОБ
Прогулки по Мурому Прогулки по Мурому

Муром – древний город, в котором жили Петр и Феврония

Лиза
Главные герои света Главные герои света

«Татлер» обновляет а-лист каждый год: часть 1

Tatler
Время изучения и открытий: 7 преимуществ секса в длительных отношениях — откройте подлинную близость Время изучения и открытий: 7 преимуществ секса в длительных отношениях — откройте подлинную близость

Долгие отношения позволяют в полной мере раскрыть сексуальность в полной мере

Psychologies
«Кто я на самом деле?»: как познать себя и обрести целостность — советы психологов «Кто я на самом деле?»: как познать себя и обрести целостность — советы психологов

Как добраться до своего истинного «Я»?

Psychologies
Знай свои права! Как вернуть деньги, если услуга некачественная Знай свои права! Как вернуть деньги, если услуга некачественная

Как отстоять свои права потребителя?

VOICE
Из России — в Грузию: зачем дочь Тутберидзе сменила спортивное гражданство Из России — в Грузию: зачем дочь Тутберидзе сменила спортивное гражданство

Что потеряло наше фигурное катание и приобрело грузинское?

Forbes
Энтомологи срыли насыпи над гнездами пустынных муравьев и заставили их плутать Энтомологи срыли насыпи над гнездами пустынных муравьев и заставили их плутать

Муравьи-бегунки возводят высокие насыпи над гнездами в качестве ориентиров

N+1
Коллекционерам на заметку: 20 редких и дорогих наборов LEGO, производившихся серийно Коллекционерам на заметку: 20 редких и дорогих наборов LEGO, производившихся серийно

Бывают нумизматы, бывают филателисты, а бывают – коллекционеры LEGO

ТехИнсайдер
Движение, порожденное войной и общественным кризисом Движение, порожденное войной и общественным кризисом

В книге исследуются истоки, история, социальные основы и идеология фашизма

Эксперт
Вопрос психологу: почему созависимые люди продолжают страдать в паре Вопрос психологу: почему созависимые люди продолжают страдать в паре

Можно ли выбраться из созависимости? Есть ли шанс на счастье в подобной связи?

Правила жизни
«Заболели родители, умерла бабушка»: жена Игоря Николаева рассказала о самом сложном периоде своей жизни «Заболели родители, умерла бабушка»: жена Игоря Николаева рассказала о самом сложном периоде своей жизни

Жена Игоря Николаева дала понять, что ее жизнь не идеальна

VOICE
Эксперт: угроза вымирания человечества от ИИ сильно преувеличена Эксперт: угроза вымирания человечества от ИИ сильно преувеличена

Экзистенциальные угрозы ИИ в настоящее время несоразмерно "раздуты"

ТехИнсайдер
Слова, помощь, подарки, время, прикосновения: 5 языков любви к себе — узнайте секреты бережного отношения Слова, помощь, подарки, время, прикосновения: 5 языков любви к себе — узнайте секреты бережного отношения

Любовь к себе — путешествие, которое требует увлеченности и преданности

Psychologies
История одного свадебного платья: почему иорданская принцесса Рим Аль Али двадцать лет носит наряд, пошитый в России История одного свадебного платья: почему иорданская принцесса Рим Аль Али двадцать лет носит наряд, пошитый в России

Почему принцесса Рим до сих пор носит свой свадебный наряд?

VOICE
ВОЗ советует не использовать заменители сахара для похудения: объясняем, почему ВОЗ советует не использовать заменители сахара для похудения: объясняем, почему

Почему не стоит использовать сахарозаменители?

VOICE
Вирус здоровой крови Вирус здоровой крови

Новый метод лечения гемофилии работает прямо из человеческой клетки

Наука
Уравнение с квадратом: откуда у авангарда ноги растут и как понимать «Черный квадрат» Малевича? Уравнение с квадратом: откуда у авангарда ноги растут и как понимать «Черный квадрат» Малевича?

Как понять, не висит ли «Черный квадрат» вверх ногами?

Правила жизни
Тонкое взаимодействие Тонкое взаимодействие

Интерьер дома, построенного по индивидуальному проекту, сложился подобно пазлу

Идеи Вашего Дома
О чём пишут научно-популярные журналы мира О чём пишут научно-популярные журналы мира

Угроза от соли, раннее изучение иностранного языка и электрические самолеты

Наука и жизнь
Первый-второй. О классовом делении в современном обществе Первый-второй. О классовом делении в современном обществе

«Зачем стремиться к лучшему и что это такое — лучше?»

СНОБ
Скульптор и делец. Как Лука делла Роббиа поставил производство майолики на поток Скульптор и делец. Как Лука делла Роббиа поставил производство майолики на поток

Александр Степанов рассказывает о творчестве художников Ренессанса

СНОБ
Вечный капитал на добрые дела: как его создать и зачем это нужно Вечный капитал на добрые дела: как его создать и зачем это нужно

Как обеспечить выбранную организацию или проект поддержкой на долгие годы?

Inc.
Чего я не знал, начиная бизнес «Стать примером для других» — Заур Цохолов о гостиничном бизнесе в дагестанском селе Чего я не знал, начиная бизнес «Стать примером для других» — Заур Цохолов о гостиничном бизнесе в дагестанском селе

Заур Цохолов о гостиничном бизнесе в дагестанском селе

Inc.
Открыть в приложении