Искусство
Оперативная память
Выставка «Взгляд назад», которая пройдет в галерее «К35» с 24 ноября по 22 января, предлагает окунуться в детские воспоминания.
Память – одно из самых удивительных свойств человеческого мозга. Пока ученые бьются над ее изучением, художники всех мастей, от живописцев до кинорежиссеров, находят в ее хитросплетениях нескончаемый источник вдохновения. В ее зеркальных лабиринтах события, факты и эмоции преломляются, обретают несуществующие черты или истаивают в тумане. Путешествие по ним захватывает. Там можно встретить себя прошлого или увидеть утраченный рай. В ностальгическом порыве человеку свойственно наделять памятью все вокруг – дома, предметы, пейзажи, и в диалоге с ними он решается говорить о важном и сокровенном.
В своем нынешнем проекте я делаю акцент на изучении взаимоотношений между персональной и коллективной памятью, подчеркивая, что этот проект не о политике.
Выставка «Взгляд назад» в московской галерее «К35» – обращение к памяти, личной и коллективной. Семь художников, молодых и уже состоявшихся, живущих в Москве, Петербурге, Минске и Париже, силами живописи и звука рассказывают собственные истории. Сначала на выставке хотели поговорить о ностальгии, но в ней, как в хорошем блюзе, слишком большая доля грусти и потерь. Выставка не об этом. Она – о детстве, из которого черпает силы взрослый, об эстетике ушедшей эпохи, о переживании времени и, как считают кураторы, об эмоциях, которые отзываются в каждом.
Мы запоминаем эмоции ярко и сильно, но спустя много лет понимаем, что воспоминание, казавшееся таким сочным, на самом деле ничего не значащее событие.
Удивительно, но феномен памяти и детские воспоминания в первую очередь волнуют молодых художников, их на выставке большинство. «Наша память – очень зыбкая вещь, – говорит петербургская художница Анна Красная. – Она хранит детали и цвет одежды, но полностью стирает людей, которые ее носили. Мы запоминаем эмоции ярко и сильно, но спустя много лет понимаем, что воспоминание, казавшееся таким сочным, на самом деле ничего не значащее событие. И наоборот, случайно увиденная незначительная деталь из повседневности вызывает шквал воспоминаний. В своих работах я представляю события, происходившие в моем далеком прошлом. В основе лежит сценка из моего детства – то немногое, что я помню, но этот эпизод врезался в память. Например, прогулка с моей семьей в теплый весенний выходной. Сейчас, будучи мамой ребенка – ровесника мне тогдашней, глядя, как он лазает по деревьям и как он счастлив, я вспоминаю свое детство. Вспоминаю ту легкую радость, непосредственность, когда все просто и понятно, когда, чтобы рассмеяться, поводы не нужны. Может быть, дети – это наши камбэки в прошлое, счастливое, забытое? Чтобы взрослые и умные дяди и тети помнили, что быть счастливым – просто...»