Слишком мечтательная феминистка: как Незихе Мухиддин боролась за равноправие в Турции
Турецкая феминистка Незихе Мухиддин начинала деятельность еще в Османской империи. Она добивалась избирательного права для женщин, когда в возможность этого не верили даже ее соратницы. В конце концов гражданки Турции получили право избирать и быть избранными, — но сама Незихе к тому времени оказалась вычеркнута из активизма. Forbes Woman вспоминает ее историю.
Последние годы империи
В 1912 году началась Балканская война, в которой Османская империя потеряла часть своих территорий в Европе. В том же году 23-летняя дочь стамбульского судьи Незихе Мухиддин, недавно опубликовавшая свой первый роман, сдала экзамен и была принята в школу на должность учительницы естествознания. Империя вступала в одну войну за другой (две Балканских, затем Мировая) и медленно шла к своему распаду. Незихе Мухиддин преподавала, занималась социальной работой и публиковала статьи, в которых требовала права на образование для всех девочек и женщин.
Отношение к женскому образованию в Османской империи начало меняться еще в первой половине XIX века, когда был провозглашен эдикт, позволивший, среди прочего, открывать средние школы для девочек. Поскольку мужчины преподавать в них не могли (родители учениц не доверяли даже педагогам с безупречной репутацией), появились колледжи для подготовки учительниц. Открывались иностранные учебные заведения. Появлялись даже школы, где — шок для консерваторов — юноши и девушки обучались совместно. Но учебных заведений и преподавателей все равно не хватало, так что состоятельные семьи давали своим дочерям домашнее образование. Так в свое время училась и Незихе.
В начале XX века в империи произошла революция младотурков, которые, придя к власти, пытались проводить либеральные реформы. Был открыт женский университет «Инас Дарульфунун» — он предлагал курсы математики, естественных наук и литературы, позднее добавились медицинский, фармацевтический, химический факультеты. Помимо этого, существовала школа акушерства для женщин.
Выпускницы этих учебных заведений — образованные горожанки, говорившие на нескольких языках, читавшие западную прессу и увлекавшиеся феминистскими идеями, — становились активистками и журналистками. Они требовали избирательного права и права на развод, возможности работать и строить карьеру.
Такой была и молодая учительница Незихе Мухиддин. Она регулярно публиковала статьи, в которых призывала реформировать систему образования и обратить особое внимание на подготовку учителей. Ее заметили в Министерстве образования, и Мухиддин сначала стала министерским инспектором, а затем директором школы для девочек, где последних обучали с прицелом на дальнейшую работу — правда, речь шла об изготовлении снаряжения для армии.