Сквозь тусклое стекло: фильму «Последнее танго в Париже» — 50 лет
14 октября 1972 года на закрытии Нью-Йоркского кинофестиваля зритель впервые увидел «Последнее танго в Париже» — один из самых известных фильмов итальянского классика Бернардо Бертолуччи. Спустя 50 лет после мировой премьеры в коллективной памяти закрепились не столько тонкости сюжета и визуального стиля, сколько скандальные закулисные подробности: как из-за избыточного эротизма картину запретили во многих странах, как режиссера лишили на пять лет гражданских прав, как итальянский суд безуспешно пытался уничтожить все копии и негатив ленты. Но главное — как Бертолуччи с исполнителем главной роли Марлоном Брандо задумали снять предельно откровенную сцену изнасилования, не рассказав обо всех деталях 19-летней Марии Шнайдер. Позже актриса, страдавшая от многолетней депрессии и наркотической зависимости, признавалась, что фильм разрушил ее жизнь. Оставляя в стороне детали съемочного процесса и спекуляции на тему этических границ в искусстве, разбираем художественную ценность «Танго».
В Париже встречаются двое: хмурый американец Поль (средних лет, с поредевшими волосами и заметным брюшком) и юная француженка Жанна, хрупкая и улыбчивая. Она ищет квартиру для съема, он, словно в хмельном бреду, шатается по улицам города, проклинает бога и болезненно переживает смерть жены — та покончила с собой по неизвестным причинам. Заметив, как девушка скрылась в фойе жилого дома, Поль следует за ней. Незнакомцы заводят пустой неловкий разговор, умудряются даже повздорить — и вдруг, неожиданно для себя и для зрителя, сваливаются в страстном объятии на пол. А затем заключают пакт: они снимут в этом доме квартиру, будут регулярно здесь встречаться, заниматься любовью — и, главное, не будут рассказывать о себе. Никаких имен, историй из жизни и планов на будущее — они должны остаться абсолютными чужаками, которых связывает лишь неодолимое физическое влечение.