50 — это новые 30?
За последние десятилетия отношение к цифрам в паспорте сильно поменялось, а возрастные рамки – словно стерлись. С этим, в общем-то, никто и не спорит – никому не хочется «записываться» в старики. Но быть молодым и считаться молодым – разные вещи...
В романе «Пушкин» Юрий Тынянов писал: «Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было тридцать четыре года – возраст угасания». Сейчас это звучит странно и дико. Нынешних 30-летних мы воспринимаем как юношей и девушек, у которых все впереди. Даже 50-летних сегодня никто не считает пожилыми. Почему поколения «помолодели»?
Жить стали дольше?
В сознании части общества существует некий стереотип о том, что средняя продолжительность жизни людей росла постепенно, от эпохи к эпохе, от старой общественной формации к последующей.
Но это не совсем так. В мезолите и неолите, в античности и средневековье человек на четвертом десятке уже был глубоко не молод и мог подводить некие итоги, если, конечно, доживал до этого возраста.
Отсутствие медицины или ее низкий уровень – один из главных факторов, который не давал нашим предкам сделать свою жизнь продолжительнее. Достаточно вспомнить, какими странными и по современным меркам антинаучными методами лечили последствия ранения А. С. Пушкина на дуэли с Дантесом, а это было меньше двухсот лет тому назад! Большое влияние на статистику оказывала и высокая младенческая смертность.
Сама жизнь не воспринималась как абсолютная ценность. В сознании людей прошлого земное бытие – лишь этап, зачастую не самый значительный. Вспомним хрестоматийный пример: в древних языческих курганах знатных воинов хоронили с невероятным количеством материальных ценностей, чтобы они могли пользоваться ими дальше. Вопроса о том, что все это просто придет в негодность в земле, не стояло в принципе.
Существенно перешагнуть рубеж средней продолжительности жизни в 30–40 лет человечество смогло только в XX веке. В детстве мы приезжали в гости на каникулы к дедушкам и бабушкам, к людям, которые одними из первых совершили этот статистический прорыв – совсем недавно в исторической перспективе. Но ввиду традиционных установок в обществе и иных причин абсолютно здоровый человек в 50 лет мог ментально ощущать себя пожилым. Однако в последние десятилетия люди стали переоценивать свой возраст. Поговорим сегодня о расхожем суждении про «50 – это новые 30».
Переоценка себя
Люди постарше помнят, как в советское время многие выходили замуж/женились на старших курсах института, вместе уезжали работать по распределению, а к 50 обзаводились внуками.