Для чего используются беспилотные подводные аппараты

Наука и техникаHi-Tech

История развития морских беспилотников. Часть 2

Митрофанов Александр

Первую часть статьи читайте в выпуске №8/2024.

В послевоенные годы благодаря бурному развитию электроники и созданию новых конструкционных материалов, требованиям «холодной» войны и подводной нефте- и газодобычи, а также научных исследований глубин океанов и морей появилась возможность и потребность в создании беспилотных подводных аппаратов. Первое автономное подводное судно было разработано Лабораторией прикладной физики Вашингтонского университета в 1957 году.

Стали применяться два их вида: телеуправляемые (ТНПА или ROV), управление которыми производится с поста управления сигналами, передаваемыми с помощью электрических, электроннооптических кабелей, или гидроакустических систем; автономные, действующие по предварительно заданной программе. Аппараты могут снабжаться телекамерами и акустической аппаратурой, способной выдавать изображение в режиме реального времени, различными датчиками и манипуляторами для выполнения подводных работ. В какой-то мере к подводным беспилотникам можно отнести также самонаводящиеся торпеды и самотраспортирующиеся морские мины.

Основные направления использования подводных беспилотных аппаратов:

1. Противоминная борьба.

2. Поиск и подъем подводных объектов (затонувших кораблей, судов, предметов и т.п.), археологические работы.

3. Подводная диверсионная, включая постановку подводных минных заграждений, и противодиверсионная деятельность.

4. Строительство, обследование и ремонт морских нефте- и газодобывающих сооружений, подводных трубопроводов и кабелей.

5. Обслуживание рыбных ферм.

6. Научная деятельность в Мировом океане и других водных бассейнах.

В связи с развитием после Второй мировой войны минного оружия, в первую очередь донных неконтактных мин, потребовались и новые методы борьбы с ними (даже после окончания войны отсутствовали достаточно эффективные средства борьбы с такими минами военного периода). Одним из них стал телеуправляемый подводный аппарат, способный такие мины обнаруживать и даже уничтожать, не подвергая опасности человеческие жизни.

Первый отечественный СТПА (самоходный телеуправляемый подводный аппарат), шифр «Луч-3», был спроектирован и изготовлен в ЦНИИ-45 в 1963 году. Управление и питание СТПА осуществлялось по специальному кабелю. Однако в дальнейшем эта тема развития не получила, и по сей день отечественный флот похвастаться такого рода оборудованием не может.

Противоминный аппарат «Луч-3»

Поистине легендарным противоминным СТПА стал французский PAP-104 и его дальнейшие модификации, который многие считают самым массовым и результативным «убийцей мин» современности.

PAP-104 был разработан на рубеже 60–70-х годов и поступил на вооружение тральщиков типа «Сирсе». Он применялся следующим образом: при обнаружении миноподобного подводного объекта гидроакустической станцией миноискания тральщика для его дообследования и классификации отправляется РАР-104. Если его оператор определял, что это мина, то сбрасывался заряд взрывчатки, подводный аппарат возвращался на тральщик, а заряд подрывался по гидроакустическому каналу. Имеется также манипулятор-резак для перерезания минрепов якорных мин. РАР-104 может действовать на удалении до 500 м от носителя на глубине до 300 м при волнении моря до 3 баллов.

Противоминный аппарат PAP-104

Свою эффективность эта система продемонстрировала в ходе войны в Персидском заливе 1991–1992 годов. Ираком было выставлено около 2 тыс. мин, включая новейшие итальянские донные мины Manta. Действиям противоминных сил препятствовали большие скорости течений, крайне низкая видимость, заносы поставленных мин песком. На первом этапе боевых действий на минах подорвались вертолетоносец «Триполи» (флагманский корабль противоминных сил) и крейсер УРО «Принстон».

Для борьбы с минами была развернута группировка сил Коалиции в составе 23 тральщиков-искателей мин семи стран, которой удалось уничтожить 1150 мин различных типов, включая донные. При этом хорошо зарекомендовал себя PAP104.

Вероятно, наиболее известные аппараты, применяемые для поиска мин, – серии REMUS (Remote Environmental Monitoring UnitS – устройства для удаленного мониторинга окружающей среды) производства норвежской фирмы Kongsberg Maritime. Существует четыре варианта данных аппаратов, наиболее распространенным из которых является REMUS 100.

Подводный аппарат REMUS 100

Данные аппараты активно применялись в ходе разминирования в водах Ирака в 2003 году. Вероятно, 6 REMUS 100 были переданы Великобританией Украине в 2022 году для борьбы с минами, поставленными в северо-западной части Черного моря ВСУ.

REMUS 100 получил свое название от максимальной рабочей глубины 100 м. Его вес – 29–49 кг, скорость – до 5 узлов, время работы – до 22 часов при скорости 3 узла или 8 часов при 5 узлах.

Данный аппарат не является средством нападения и не оснащается подрывным зарядом. Основная задача REMUS 100 состоит в обследовании заданной акватории, включая обнаружение мин и передачу данных о них операторам. Для нейтрализации мин (закладки зарядов и уничтожения) используются водолазы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

9 фактов о клиторе, которые должен знать каждый мужчина! 9 фактов о клиторе, которые должен знать каждый мужчина!

Чтобы демистифицировать клитор, стоит узнать несколько простых вещей

ТехИнсайдер
Ученые узнали, как Ozempic действует на психику Ученые узнали, как Ozempic действует на психику

Как лекарства от диабета Ozempic и Wegovy влияют на ментальное здоровье людей

ТехИнсайдер
Летящие над водой Летящие над водой

Всемирный конкурс лучших решений в области судов на подводных крыльях

ТехИнсайдер
Жадность города берет Жадность города берет

«Ненасытные люди»: черная комедия, подражающая братьям Коэн

Weekend
Западные равнинные гориллы поели трюфелей Западные равнинные гориллы поели трюфелей

Западные равнинные гориллы выкапывали трюфели из-под лесной подстилки

N+1
Почему так важно разъехаться с родителями вовремя? Почему так важно разъехаться с родителями вовремя?

Что мы теряем, продолжая жить под родительской крышей?

Psychologies
«Как живем, так и шутим»: вспоминая Александра Васильевича Маслякова «Как живем, так и шутим»: вспоминая Александра Васильевича Маслякова

Светлана Мудрик вспоминает мэтра, под чьим руководством начинала свой путь

Правила жизни
Что такое мукбанг и почему людям нравится смотреть, как едят другие Что такое мукбанг и почему людям нравится смотреть, как едят другие

Почему одним людям мукбанг нравится, а других раздражает?

Psychologies
Ложь, чертеж и провокация Ложь, чертеж и провокация

Auto Union Typ 52 Schnellsportwagen – автомобиль, которого не было

Автопилот
Фарминг, патриотизм и гробница Хуан-ди: как завоевать китайский рынок гейминга Фарминг, патриотизм и гробница Хуан-ди: как завоевать китайский рынок гейминга

Чем азиатский геймдев отличается от западного?

Forbes
Santa Wildberries: история одного развода Santa Wildberries: история одного развода

К чему приведёт слияние Wildberries и Russ?

Монокль
Как наконец отпустить старые отношения: рекомендации и упражнение от семейного психолога Как наконец отпустить старые отношения: рекомендации и упражнение от семейного психолога

Вы расстались с партнером, но мучительно скучаете по нему?

Psychologies
А вы знали? Вот как обтягивающая одежда может навредить вашему здоровью! А вы знали? Вот как обтягивающая одежда может навредить вашему здоровью!

Почему вам стоит убрать обтягивающую одежду из своего гардероба

ТехИнсайдер
Не плохой парень. Интервью с актером Андреем Максимовым Не плохой парень. Интервью с актером Андреем Максимовым

Андрея Максимова все чаще можно встретить в главных кино- и сериальных проектах

СНОБ
Премьера Премьера

Смотрим в кино «антибайопик» уральского поэта Бориса Рыжего

Собака.ru
Вперед, к гармонии Вперед, к гармонии

В чем отличие Seadeck 6 от лодок предыдущего поколения?

Y Magazine
Мы в моде Мы в моде

Достаточно ли твердо отечественные модные марки стоят на ногах?

VOICE
Самые умные и самые богатые Самые умные и самые богатые

Кто такие кванты и почему за ними охотятся еще в университетах

ТехИнсайдер
Что такое «коллапс модели», чем он угрожает развитию ИИ и человека Что такое «коллапс модели», чем он угрожает развитию ИИ и человека

Сегодня активно обсуждается «коллапс модели». Насколько это опасно?

ТехИнсайдер
Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству

Фильмы, исследующие внутренние конфликты через изменения внешние

Psychologies
Дым, милый дым Дым, милый дым

Как создать идеальный автомобиль для дрифта

Men Today
«Фанера, а как летает!» 3 крутые фишки советского авиалайнера со смешным названием «Фанера, а как летает!» 3 крутые фишки советского авиалайнера со смешным названием

Минуточку, а где у него каркас, спрашивали эксперты, взглянув на самолет

ТехИнсайдер
«Коч — судно полярных мореходов XVII века. Новые данные» «Коч — судно полярных мореходов XVII века. Новые данные»

Что мы знаем о технологии судостроительства XVII?

N+1
Чем страсть отличается от любви? Чем страсть отличается от любви?

Почему мы выбираем болезненные отношения и как поддерживать интерес к партнеру?

Psychologies
Семь симптомов диабета Семь симптомов диабета

На ранних стадиях диабет хорошо лечится, главное – не упустить время!

Здоровье
«Любовь — это все, что нам нужно?»: история одной клиентки психотерапевта «Любовь — это все, что нам нужно?»: история одной клиентки психотерапевта

Как клиенты с помощью психотерапии пытаются справиться с одиночеством?

Psychologies
Автомобили Автомобили

Рекорды мощности, внимание к деталям и всеобщая цифровизация лучших автомобилей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Вечный ЗОЖ Вечный ЗОЖ

Почему любительский спорт переживает ренессанс

Men Today
Природный «паспортный контроль»: что такое линия Уоллеса и почему птицы и животные никогда ее не пересекают Природный «паспортный контроль»: что такое линия Уоллеса и почему птицы и животные никогда ее не пересекают

Линия Уоллеса: что это за явление, как ученые его обнаружили и объяснили

ТехИнсайдер
Как ретейлеры поддерживают индустрию электрокаров в России Как ретейлеры поддерживают индустрию электрокаров в России

Как ретейлеры развивают сети электрозаправок и заботятся об электрокарах

СНОБ
Открыть в приложении