Евгений Чебатков: каково это — быть любимцем публики и объектом споров

СНОБЗнаменитости

«На прожарке мне катастрофически некомфортно». Большое интервью с Евгением Чебатковым

Картошка в мундире в мишленовском ресторане, кухня «Истории на ночь», прожарка, рэп и электроалкоголь — «Сноб» встретился со стендап-комиком Евгением Чебатковым, чтобы обсудить, каково это — быть одновременно и любимцем публики, и объектом споров среди коллег

Беседовал Чермен Дзгоев

Евгений Чебатков
Евгений Чебатков. Фото здесь и далее: пресс-служба

Женя, с днем рождения! У тебя же 13-го?

У меня 13-го, да. А сегодня 3-е. Но спасибо.

Мы выйдем с твоим интервью 13-го, но общаемся, это правда, 3-го сентября, в день рождения Довлатова. Поэтому с него и начнем разговор. Ты говорил, что это особенный писатель для тебя.

Очень его люблю. Я впервые о нем услышал, можно сказать, случайно. Кто-то мне посоветовал, сказал: глянь. Первое, что я прочитал, было «Соло на ундервуде» — суперкороткий формат. И все: с того момента я был просто очарован и формой, и изложением, краткостью и точностью слов.

А юмором?

Конечно, юмором. А потом — это был 2011 год — я поехал в Америку по work and travel. Пацан, который жил всю жизнь в Усть-Каменогорске, потом учился в Томске — и сразу в Нью-Йорк, мимо Москвы и даже Новосибирска — ну, можно представить мои ощущения и впечатления, да? И я познакомился с большим количеством людей, которые говорили: мы здесь останемся, мы будем здесь жить. Такой фон был вокруг. 

Я начал примерять на себя ощущение полноценной эмиграции, оно меня напугало. Я не понимал, каково это — оказаться навсегда в другой среде. Тут мне попадается «Чемодан», в котором все мои мысли настолько точно и остро описаны — про Америку, про переезд, про воспоминания, — что я в каком-то забытьи все это прочел и читал дальше, дальше, дальше. Короче, Довлатов стал для меня любимым писателем второй половины XX века.

То есть твое увлечение Довлатовым связано с жизнью в Штатах, а не с тем, что ты шутки пишешь, а довлатовская проза, допустим, этому помогает?

Тогда я еще не думал, что буду заниматься комедией, выступать. Но когда я сам начал писать, естественно, я понял, что корень очень многого в моем чувстве юмора растет именно от Довлатова. То есть он меня во многом сформировал. Он находит смешное там, где, казалось бы, это скорее грустно, чем смешно, плюс самоирония — мне такой подход очень нравится, и я сам стараюсь на этой поляне себя реализовывать.

Я потому и заговорил о Довлатове, что вижу сходство между его и твоим способом шутить.

Насчет сходства — это слишком, конечно, я туда даже не замахиваюсь. Хотелось бы думать, что он воспитал во мне какое-то литературное чувство, потому что стендап для меня — по большому счету литература. Кто-то точно со мной не согласится. Знаю ребят, которые говорят: нет, стендап — это поток, ты вышел на сцену и набрасываешь, у тебя что-то летит, что-то нет… А мне нужно писать, находить слова, выписывать четкие формулировки, вымывать лишнее — и потом уже выступать. Так вот, литературную составляющую стендапа во мне воспитал Довлатов. Что-то я у него точно подхватил. У него были свои литературные правила, которым он следовал, — например, не писать предложения, которые начинаются с одной и той же буквы. Слова и звуковые сочетания он старался подбирать элегантно и четко, избегал многословия. Я себе тоже стараюсь такие рамки ставить — не всегда получается. Иногда смотришь — опять много лишних слов. Но это живой процесс, нужно стремиться к улучшению своих показателей в этом смысле.

Кальянный рэп и электроавтомобили

Твое увлечение рэпом — оно тоже, скорее, литературное? В том смысле, что в рэпе точность формулировок, их ритм — очень важная штука?

Конечно. Я рэпом увлекаюсь, но это меня с музыкой никак не роднит, меня в нем привлекает именно смысловая часть. Скорее даже техническая, связанная с речитативом, подбором звуков и произношением слов.

А шансон ты по-прежнему ненавидишь?

Да, ничего не изменилось.

Из-за того что он примитивен? Или у тебя какие-то другие счеты с шансоном? Ты рассказывал историю своего отца, который долго сидел. Ты был ребенком в тот момент, потом подростком — удивительно, что с такими вводными блатная романтика не вскружила тебе голову…

Именно из-за истории с отцом я знаю, что в блатной романтике нет ничего привлекательного. В шансоне полно крутых песен, я не считаю, что все они примитивны. Но они плохи тем, что кто-то, послушав, может решить: «О, тюрьма — классный жизненный опыт, об этом поет мой любимый исполнитель». Я ничего классного в таком жизненном опыте не вижу.

Есть еще такой жанр, популярный сейчас, называется кальянный рэп. Как ты считаешь, это больше рэп или больше шансон?

Я бы не относил его ни к тому, ни к другому. К кальянному рэпу у меня другая претензия: в нем слишком прослеживается схема. А когда ты заранее считываешь схему, понимаешь, как будет развиваться сюжет и чем закончится, — это немного понижает ценность продукта.

Но такую претензию можно не только к кальянному рэпу предъявить…

Конечно. Это касается и литературы, и стендапа, и чего угодно, когда ты видишь, что схема отработана, есть заготовка, и по ней все происходит. Просто в кальянном рэпе это стало особенно четко прослеживаться: ты слушаешь копию копий. И это не особенно привлекательно. Наверняка есть большие мастера в этом жанре, но я не слежу.

А если вернуться к обычному рэпу — часто ли там встречаются треки с неожиданным финалом?

Нет, я не совсем про финал. Финал везде один. Я говорю скорее про техническое исполнение и про смыслы. Если мы говорим про обычный рэп, то там, конечно, содержание может быть любым. И техническое исполнение — вариаций огромное множество. То есть он может удивлять. Я, кстати, уверен, что все люди, которых мы обывательски, прослушав, отнесем к кальянному рэпу, сами себя так никогда не назовут. В их понимании они работают в каком-то другом жанре. Но тот факт, что мы их, обывательски опять же, отнесли к кальянному рэпу, говорит о том, что они звучат для нас понятно и предсказуемо. Звучат так, как мы привыкли себе представлять этот самый кальянный рэп.

У меня в связи с рэпом еще один вопрос. Он даже не про рэп, а про стереотипы. Принято думать, что если человек увлечен рэпом и зарабатывает деньги, значит, он обязательно купит себе какую-то здоровенную прожорливую машину с хромированными дисками и будет шумно на ней ездить в компании друзей и подруг. Ты в этот образ совершенно не вписываешься, и мой вопрос — почему? Ну ты должен угорать по тачкам, это законы жанра.

Всё, на самом деле, легко объяснимо. Когда мне было 10 лет, моего отца посадили. Моя мама, хотя и имела права, никогда не водила автомобиль, то есть мы жили без машины. Дедушки у меня всю жизнь за рулем — и один, и второй. Но один очень серьезный, а тот, который серьезный, но поменьше, — он меня пытался учить пару раз. Мне тогда было, наверное, лет 14–15. Мы выехали в какое-то поле, он говорит: давай, отпускай сцепление. И я как-то так отпустил пару раз, что дедушка был недоволен. Он никогда не ругался (и не ругается — он здравствует ныне), но он просто посмотрел на меня и как-то так зажевал слова, что я такой: ох, не хочу своего дедушку таким видеть. И он этим отношением немного отбил у меня этот интерес.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

8 признаков, что вы эмпат 8 признаков, что вы эмпат

Чем может обернуться дар эмпатии?

Psychologies
«Насилия в мире все меньше»: как Стивен Пинкер стал главным оптимистом современности «Насилия в мире все меньше»: как Стивен Пинкер стал главным оптимистом современности

Стивен Пинкер: чему можно поучиться у этого необычного мыслителя-оптимиста?

Psychologies
Музыкант Сергей Сироткин: Помню, что «Велит нам петь» придумал после того, как прослушал несколько книг Стивена Кинга Музыкант Сергей Сироткин: Помню, что «Велит нам петь» придумал после того, как прослушал несколько книг Стивена Кинга

Интервью с музыкантом Сергеем Сироткиным

СНОБ
Все в шоколаде? Все в шоколаде?

Когда невинная тяга к сладкому перерастет в нездоровую зависимость?

Psychologies
Названы 4 секрета вечной любви Названы 4 секрета вечной любви

Какие мысли и поступки помогут создать вечную любовь?

Psychologies
Как врач Вирджиния Апгар придумала шкалу для оценки состояния новорожденных Как врач Вирджиния Апгар придумала шкалу для оценки состояния новорожденных

Вирджиния Апгар изобрела собственный метод оценки состояния детей после рождения

Forbes
«Любовь — это все, что нам нужно?»: история одной клиентки психотерапевта «Любовь — это все, что нам нужно?»: история одной клиентки психотерапевта

Как клиенты с помощью психотерапии пытаются справиться с одиночеством?

Psychologies
Младшие и старшие Младшие и старшие

Как дети разного возраста влияют друг на друга и как друг друга учат

Здоровье
Книга ангела Книга ангела

Келлская книга: элементы христианской и языческой кельтской культуры

Вокруг света
Есть свет для бедных и свет для богатых Есть свет для бедных и свет для богатых

Правда ли, что человечество слепнет, и можно ли вернуть зрение слепому человеку?

Наука
С первого взгляда С первого взгляда

Как расширить маленькую прихожую визуально и не только: подсказки и лайфхаки

Добрые советы
Золотые фотографии Золотые фотографии

В 1880 году Русское географическое общество получило уникальный дар...

Вокруг света
Писатель Андрей Арьев: Довлатов был человеком, готовым сорваться в любую минуту Писатель Андрей Арьев: Довлатов был человеком, готовым сорваться в любую минуту

Писатель Андрей Арьев — про своего друга Довлатова

СНОБ
На водах На водах

Хроника путешествия к минеральному источнику на новом H9

Автопилот
Сам и носи Сам и носи

Александр Цыпкин и не думает защищать независимость мужского гардероба

VOICE
Шведские роботы против Балтийского флота Шведские роботы против Балтийского флота

Как маленькая нейтральная Швеция стала одним из пионеров ракетостроения

Обозрение армии и флота
Независимая генетика Независимая генетика

Как решить проблему технологического отставания в российском АПК

Агроинвестор
Издатели и авторы в США пожаловались на запрет книг! Вот с чего началась цензура Издатели и авторы в США пожаловались на запрет книг! Вот с чего началась цензура

Почему же в XXI веке книги все еще подвергают жёсткой цензуре?

ТехИнсайдер
Ржавое золото Ржавое золото

Автомобильные реликвии, которые обнаруживают слишком поздно

Men Today
Дрон-охранник с искусственным интеллектом: как разработчики научили беспилотник следить за порядком в городе Дрон-охранник с искусственным интеллектом: как разработчики научили беспилотник следить за порядком в городе

«Контур» — комбинация дрона-охранника и стационарной камеры наблюдения

ТехИнсайдер
«…Готовый уже приговор» «…Готовый уже приговор»

У советской власти менялись представления об измене, но всегда были строгими

Дилетант
Чудеса системы Сатурна: жизнь на Титане? Чудеса системы Сатурна: жизнь на Титане?

Почему на Титане можно представить только неземлеподобную жизнь?

Наука и техника
Не навреди: чем может быть опасен гипноз Не навреди: чем может быть опасен гипноз

Какую опасность могут скрывать сеансы гипноза?

ТехИнсайдер
Сьюзен Таубес «Развод». Впервые на русском Сьюзен Таубес «Развод». Впервые на русском

Отрывок из забытого романа Сьюзен Таубес «Развод»

СНОБ
Место для ребенка: что делает город удобными для детей и как это влияет на экономику Место для ребенка: что делает город удобными для детей и как это влияет на экономику

Как понять, подходит ли для ребенка то, что для него построили взрослые?

Forbes
Сбой системы Сбой системы

Как вовремя понять, что ребенка пора вести на прием к специалисту?

Лиза
10 поступков женщин на первом свидании, которые отталкивают всех мужчин 10 поступков женщин на первом свидании, которые отталкивают всех мужчин

Первые свидания все время заканчиваются неудачно?

Psychologies
Битва за каждую яхту Битва за каждую яхту

Кирилл Шабалов о том, что происходит на российском брокеражном рынке

Y Magazine
Как выбрать фото для сайта знакомств, чтобы удачно выйти замуж: 13 рекомендаций Как выбрать фото для сайта знакомств, чтобы удачно выйти замуж: 13 рекомендаций

Какие фото привлекут достойных кандидатов в дейтинговых приложениях?

Psychologies
Антибайопик о поэте: как фильм о Борисе Рыжем воскрешает еще одну легенду из 90-х Антибайопик о поэте: как фильм о Борисе Рыжем воскрешает еще одну легенду из 90-х

«Рыжий»: несовершенный, но пронзительный антибайопик о поэте Борисе Рыжем

Forbes
Открыть в приложении