Символ эпохи: как Одри Хепберн меняла Голливуд и боролась с несправедливостью
4 мая — день рождения Одри Хепберн, которой в этом году могло бы исполниться 95 лет. Жизнь актрисы была полна тяжелых испытаний и заслуженных триумфов. Она пережила голод и два неудачных брака, а после успешной кинокарьеры посвятила себя благотворительности. Forbes Woman рассказывает, как Одри Хепберн стала одной из ведущих актрис 1950-х–60-х и пыталась изменить мир к лучшему.
Детство в оккупации
Одри Хепберн родилась в Бельгии в семье голландской баронессы Эллы ван Хеемстра и британского банкира Джозефа Виктора Энтони Хепберна-Растона, который практически не принимал участия в семейной жизни. Родители развелись, когда девочке исполнилось шесть лет. Впоследствии актриса вспоминала, что расставание родителей сильно ее травмировало: «Это был первый большой удар в моей жизни. Уход отца оставил меня незащищенной на всю оставшуюся жизнь».
Беззаботное детство перечеркнула Вторая мировая война, тяжелейшим испытанием которой стала немецкая оккупация. Отец Хепберн, к ужасу его семьи, симпатизировал нацистам. В документальном байопике «Одри» (2020) старший сын актрисы рассказывал, что до конца своих дней она стыдилась этого: «Моя мать абсолютно ненавидела эту чудовищную главу в биографии своего отца».
Любимого дядю Одри за противодействие оккупационным властям отправили в тюрьму, а затем расстрелял. Сама она каждый день наблюдала, как еврейских женщин и детей загружали в повозки для отправки в концентрационные лагеря. «Это преследовало ее всю оставшуюся жизнь», — рассказывал позже ее сын. Уже будучи известной актрисой, Хепберн захотела сыграть Анну Франк в экранизации ее знаменитого дневника. Кандидатуру Хепберн даже утвердил отец девочки, Отто Франк. В последний момент Одри отказалась от съемок, потому что ее буквально преследовали воспоминания о травматичном прошлом: «Я снова чувствовала себя буквально уничтоженной этим, поэтому сказала режиссеру, что просто не смогу справиться. История Анны как будто произошла с моей маленькой сестрой. В каком-то смысле я и видела ее своей сестрой».
Вторую мировую войну Хепберн провела в перманентном страхе за близких. «Если бы мы знали, что нас оккупируют на целых пять лет, мы, возможно, сразу бы все застрелились. Мы думали, что это может закончиться на следующей неделе…через шесть месяцев…в следующем году… вот как мы пережили войну», — вспоминала она.
От мрачных мыслей Хепберн спасалась, помогая Сопротивлению, активной участницей которого была ее мать Элла. На протяжении 1944 года Одри работала медсестрой-добровольцем в госпитале, который являлся центром антифашистского подполья в Велпе. Хепберн распространяла подпольные газеты и листовки и выступала на нелегальных ночных мероприятиях, на которых собирали деньги для Сопротивления. Они назывались «zwarte avonden», «черные вечера», потому что хозяевам заведений приходилось затемнять окна, чтобы их не обнаружили. «Люди, которые поддерживали Сопротивление, — лучшая публика, которую я когда-либо видела. Они не издавали ни единого звука в конце моего выступления — настолько были заворожены», — вспоминала Одри.
Неуверенность во внешности
Одри Хепберн мечтала стать балериной и до войны серьезно готовилась к поступлению в балетную академию. Но возобновить занятия она уже не смогла — у нее не было физических сил из-за сильного истощения. Холодной зимой 1944 года семья Хепберн по нескольку дней оставалась без еды и, чтобы выжить, питалась луковицами тюльпанов. «Тогда мы целыми днями лежали в постели полностью одетые, потому что одеял не хватало», — вспоминала Одри.
Детское недоедание задержало рост девочки и навсегда изменило ее телосложение. В документальном фильме «Одри» режиссер Хелена Коан объясняет, что Хепберн всю жизнь выглядела «опасно стройной» вовсе не из-за строгих диет, о которых так любили распространять слухи репортеры, а потому, что в юности едва не умерла от голода: «Если вы посмотрите на фотографии Хепберн до войны, то вы заметите, что она выглядела совершенно иначе. Ее тело — это не то, к чему следует стремиться. Одри оказалась такой в результате страшной трагедии, у нее не было другого выбора. Во взрослом возрасте у актрисы, напротив, были теплые отношения с едой. Она очень любила шоколад и спагетти».
Невзирая на то, что к началу 1960-х за Хепберн, добившейся успеха в кино, закрепился титул «everybody's dream girl» («девушка, о которой мечтает каждый»), актриса так и не смогла принять свою внешность. За нежным образом «принцессы с глазами олененка» скрывалась дисморфофобия: актриса ненавидела то, как она выглядела и мечтала изменить в себе все, чтобы стать стереотипной блондинкой с большой грудью.