Сергей Чапнин: Помидоры нельзя? Официальная церковь потеряла авторитет в регламентации правил поста
В последние годы Великий пост вошел в жизнь современного человека как часть грандиозного проекта по исторической реконструкции традиционной культуры. Но при этом форма, прежде всего запреты, чаще всего господствует над над содержанием. Однако продолжаются и творческие поиски: какая «позитивная программа» может быть сегодня у тех, кто соблюдает Великий пост?
Давно ли всем надоело обсуждать, что можно, а что нельзя есть в Великий пост? Давно. Так почему до сих пор обсуждаем? По инерции. Это уже часть национального ритуала: в начале поста следует с серьезным видом поговорить о гастрономических ограничениях. Поговорить — и тут же о посте забыть.
Великий пост в России вопреки общим представлениям принадлежит не традиционной культуре, а культуре постмодерна. Это игра в исторические реконструкции в чистом виде. Не случайно долгие годы были очень популярны книги Ивана Шмелева с детальным описанием русского быта и стола в период поста. Но чтение вызывало только романтические вздохи и одновременно тоску — вернуть или хотя бы повторить такое невозможно:
От «масленицы» нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, — великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, — такая прелесть. Я хватаю щепотками, — как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной... Мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»... а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. (Иван Шмелев, Чистый понедельник)