Сердце железной дороги: как обеспечивают безопасность движения
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/otv/vnr/ib9/obb7gmhspwjiosrkckkcbmx/7arxoi.jpg?v=1&temp_url_sig=NRQupl2BOnFgN19h4txiYA&temp_url_expires=1738958561)
Жизнь Москвы и Московской области невозможно представить без железных дорог. Подобно кровеносным артериям, они пронизывают огромный организм региона, соединяя 1500 его городов, населённых пунктов и административных районов. Между станциями непрерывно курсируют около 500 пригородных поездов, которые в среднем в сутки перевозят 1,6 миллиона пассажиров. Огромный транспортный полигон обслуживает крупнейший пригородный железнодорожный перевозчик в России - Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК). На Московской железной дороге она контролирует направления, связывающие 11 регионов. Сердце системы – ситуационно-аналитический центр (САЦ), диспетчеры которого в режиме реального времени отслеживают любые происшествия: от нарушений графика движения электропоездов до забытой в вагоне сумки.
Ежегодно пригородные поезда под контролем САЦ перевозят по Москве и области 584 миллиона человек. Это больше половины всех пассажирских перевозок по российским железным дорогам и примерно в 20 раз больше, чем Аэрофлот перевозит по всему миру.
В плотном круговороте людей и вагонов неизбежны различные нештатные ситуации. Поэтому от слаженной работы и скорости реакции диспетчеров центра зависят стабильность транспортной ситуации и безопасность пассажиров в Московской агломерации.
![6712d20fea3c6d916cf97578ef3d883b.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/otv/vnr/ib9/obb7gmhspwjiosrkckkcbmx/sqedb9.jpg?v=1&temp_url_sig=6VU9gQQemoQa16XaIOwIFQ&temp_url_expires=1738958561)
«Мы находимся в самом центре системы пассажирских перевозок и видим общую картину: пассажира, поезд, платформу, каналы продаж билетов, график движения. Получив информацию, мы тут же её обрабатываем и строим сценарий решения проблемы. Диспетчеры оповещают руководителей и ситуационные центры всех служб, которые должны быть в этом задействованы. Например, в случае длительных сбоев мы совместно с диспетчерами «Мострансавто» запускаем компенсационные автобусные маршруты. Основные приоритеты – сохранить график движения и максимально быстро осуществить перевозку всех пассажиров», - рассказывает руководитель САЦ ЦППК Алексей Кривенко.
![7cf7bee8fbbed7cd7cfae75cce37409d.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/otv/vnr/ib9/obb7gmhspwjiosrkckkcbmx/9vfsaj.jpg?v=1&temp_url_sig=A49GXk4GhRmOKCOgLbOCYA&temp_url_expires=1738958561)
Время реагирования ситуационного центра на нештатную ситуацию, как правило, не превышает 2-3 минут. За это время диспетчеры принимают информацию, регистрируют её во внутренней системе оперативного мониторинга и учёта (ОМиУ) и передают по цепочке всем службам, ответственным за организацию и безопасность движения. В наиболее сложных ситуациях, требующих подключения большого числа специалистов и руководителей, а также оповещения пассажиров, может потребоваться 5-10 минут, не больше.
![05c3b85479f8b4ac342e5dddb2a8acae.JPG](https://cs.kiozk.ru/content/article/otv/vnr/ib9/obb7gmhspwjiosrkckkcbmx/pe4v7e.jpg?v=1&temp_url_sig=mjaiojhEl9W-4fskKyF7OQ&temp_url_expires=1738958561)
Собственный парк ЦППК на сегодняшний день насчитывает уже 197 электропоездов, 150 из которых постоянно задействованы в перевозках. Собственный ситуационно-аналитический центр был создан в 2014 году. Его задача – в режиме реального времени отслеживать информацию обо всем происходящем на дороге и передавать её по цепочке реагирования для оперативного устранения любых возникающих на железной дороге проблем. До появления САЦ контроль за происшествиями и опозданиями поездов осуществлялся на основе данных, поступающих из диспетчерской службы РЖД.