«Сейчас нам предстоит битва»: зачем японские женщины становились самураями
В средневековой Японии женщины из самурайского сословия обучались владеть мечом и следовали тому же воинскому кодексу чести, что и мужчины. И хотя общество предписывало женщинам заниматься домом, а не войной, им все же доводилось пускать в ход оружие — например, легкий меч нагината. Японист и культуролог Ольга Лебедева рассказывает о трех самых знаменитых воительницах.
Автор книги «Бусидо» Нитобэ Инадзо, в начале ХХ века сделавший самурайский дух визитной карточкой Японии, осторожно оговаривается, что тренировки в военном деле женщинам были нужны главным образом для того, чтобы присматривать потом за обучением сыновей.
Женщин из воинского сословия, владевших искусством фехтования на мечах, в Японии называют онна-бугэйся (дословно — женщина-воин). Слово «самурай» в японском языке, как ни странно, употребляется редко, воинов-мужчин называют буси. Но в другие языки вошло более звучное и понятное для европейской фонетики «самурай». Онна-бугэйся обычно обучались фехтованию с помощью легких тонких мечей — нагината.
В общем-то, Нитобэ оставляет за женщинами из всего самурайского воинского кодекса одно безусловное право — с честью умереть от руки врага или от своей. Однако женщинам нередко доводилось и жить как воинам — сражаться на поле боя, защищая свой замок, семью или желая отомстить за убитых членов семьи.
Императрица Дзингу
Даты правления императрицы Дзингу, согласно традиционному японскому летоисчислению, — 201–246 годы н.э. Сведения о ней содержатся в древнеяпонских историко-мифологических сводах «Кодзики» и «Нихонсёки». Эти хроники описывают правление японской императорской династии, в которую включают не только исторических, но и мифических императоров — потомков синтоистских божеств — и углубляют японскую историю до 660 года до н. э., когда на трон всходит легендарный первоимператор Дзимму. Современная же историческая наука свидетельствует, что зарождение японской государственности в реальности можно отнести к III–IV векам н.э. Императрица Дзимму, таким образом, фигура полулегендарная.
Однако сейчас историки сходятся в том, что у нее был реальный исторический прототип — женщина, которая правила с 347-го по 389 год. Вот фрагмент из хроники «Нихонсёки»: «Завязала она тогда волосы [в два пучка], сделала [мужскую] прическу мидура<…> : «Сейчас нам предстоит битва».
Речь идет о военном походе императрицы Дзингу на Корейский полуостров и попытках заставить государства Силла и Пэкче платить дань. По-видимому, такой поход действительно предпринимался, хотя и не был особенно успешным. Это одно из самых известных военных предприятий японских императоров — как легендарных, так и реальных. Уже в VI–VII веках японские императоры будут полностью избавлены от функции военачальников и станут прежде всего синтоистскими первожрецами, для которых запрещена любая нечистота и соприкосновение со смертью — а значит, и с войной.