В этом доме берегут письма, записные книжки, фотографии любимых людей

Seasons of lifeРепортаж

Хранить бережно

В этом доме на Покровском бульваре берегут письма, записные книжки, фотографии любимых людей. По слоям обоев в высоких комнатах, как по книге, можно читать историю семьи Телешовых, которые живут здесь уже 200 лет

Текст Анна Беспалова
Фото Мария Лебешева

Кольца Москвы — как кольца дерева: от Садового к Бульварному, к самой сердцевине, которое помнит и посадских, и стрельцов, и купцов, и мещан, и прочих разночинцев. Помнит богатые фасады новых доходных домов начала ХХ века, помнит запах хлеба из булочных, коммуналки, шляпный магазин в Лялином, рыбный на Покровке, помнит свидания у памятника Чернышевскому и звон трамвая «Аннушка».

Хозяйка улыбается и встречает нас на крыльце: мы перепутали двери. Ее дверь открыта, и за ней вход в мир, которому уже более двухсот лет, и тут самая настоящая, теплокровная и наполненная жизнь большого московского семейства: пятеро детей, девять внуков, бесконечно греющийся чайник и стол в гостиной, к которому «гость идет и идет». Мы у Татьяны Юрьевны Телешовой на Покровском бульваре, 18 / 15. «Третья труба с краю», как писали в письмах к Деду Морозу ее дети. Татьяна Юрьевна усаживает нас за стол, наливает чай и начинает рассказывать.

История дома

«Купцы Карзинкины, предки моего мужа, покупают в 1815 году обгорелый остаток усадьбы у вдовы-майорши Мейер. Это послепожарная Москва. Под нами — фрагменты Белого города. В подвале сохранились своды. Вообще дом корявый и страшно неудобный по планировке: мы обязательно должны все друг через друга пройти. А до этого дом принадлежал Федору Толстому, который был медальером. Их, Толстых, ужас, как много. А Карзинкины построили вот эту часть сначала, а потом пошли дальше расстраиваться. Какая‑то официальная бумага есть, что строительные работы были закончены в 1867 году.

Карзинкины торговали чаем и другим колониальным товаром. Их две ветки больших, Карзинкиных. Одна из Троице-Лыкова, а вторая — наши».

Неравный брак

«Хозяева дома во второй половине XIX века — Андрей Александрович Карзинкин и его жена, Софья Николаевна, в девичестве Рыбникова — предполагают, стали прототипами героев картины Василия Пукирева «Неравный брак», хранящейся в Третьяковской галерее. Бытует легенда, что невеста отказала молодому купцу Варенцову, ее родители предпочли отдать дочь замуж за более богатого предпринимателя Андрея Александровича Карзинкина.

На самом деле Пукирев значительно увеличил возраст жениха, а брак был счастливым вопреки предсказанному сюжету. У Андрея Александровича и Софьи Николаевны разница в возрасте была небольшая — 10 лет. Они родили троих детей: Елену, Александра и Софью. Елена Андреевна, старшая сестра, оканчивает Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учится в классе у Поленова. Замуж выходит довольно поздно, в 29 лет. И поскольку муж Елены Андреевны, Николай Дмитриевич Телешов, был моложе, то возраст свой она скрывала, к концу жизни она оказалась младше его на год, по‑моему. Умница была совершенно необыкновенная, замечательная художница.

Венчались они в имении матери Елены Андреевны в Одинцове, в Окуловской церкви. Как пишет в дневнике молодая жена (она вела его 25 лет, с замужества): «27 сентября 1898 года была наша свадьба, мы уехали за границу». В Италию. Муж ей признался, что за три дня до свадьбы делал предложение другой женщине. Поплакала и простила. Когда она в 1923 году умирает, Николай Дмитриевич пишет, что потерял самого близкого, самого верного друга».

Как делалось состояние

«Александр Андреевич, сын, оканчивает училище, которое теперь стало Бауманским университетом. Он был членом попечительского совета Третьяковки.

Александр Андреевич, брат Елены, получает блестящее техническое образование, хорошо разбирается в искусстве, отлично говорит по‑английски, а как же иначе общаться с передовыми мастерами и умами по всему миру? Это тот самый момент, когда купец перестает быть купцом и становится промышленником. Скоро революция. Но еще есть время для того, чтобы раскрутиться. Как и многие в то время, он едет в Америку, подбирает подходящие сорта хлопка, сажает плантации в Узбекистане, дело процветает. Сырье они поставляют на свою же Ярославскую мануфактуру. Замкнутый цикл, они практически все делают сами. Помимо всего прочего Александр Андреевич увлекается нумизматикой. У него было опубликовано несколько исследовательских работ, одна из них посвящена монетам, выпущенным при Лжедмитрии I.

Уже после революции, в 1918 году, он стал работать в Историческом музее в отделе нумизматики».

Делать добро

«Благотворительность была в порядке вещей. Актеры, которые играют спектакли и концерты, собирая на табак солдатам в Первую мировую. Семья Карзинкиных помогает раненым в госпитале во время войны. В помощь пленным русским воинам, в помощь печатникам, работникам типографии, учащимся женщинам. Считали, что если есть возможность — надо помогать. Там зачтется. Это от веры шло. Поразительное отношение к животным: в одинцовском имении матери, Софьи Николаевны, была конюшня для состарившихся лошадей. Когда в 19 лет умерла от туберкулеза Соня, младшая дочь Александра Николаевича и Софьи Николаевны, в Остроумовской больнице открыли восемь или девять коек для кормилиц.

В Малаховке, подмосковном имении семьи, оказали поддержку гимназии для детей обоего пола, за что Телешов получает потомственное почетное гражданство, учредили стипендии в помощь малообеспеченным ученикам».

Хранительница дома

«Двести лет хозяева никуда не переезжали из этого дома. Только после революции семью уплотнили, был весь особняк — осталось пять комнат.

Я сюда замуж вышла, стала Телешовой. Все годы стараюсь тот порядок, который был, не нарушать. Документы, фотографии, мебель, вещи, библиотека, совершенно потрясающие по слогу письма Александра Андреевича; подшивки «Вечерней Москвы», начиная с 1924 года; записная книжечка моей свекрови, где описаны размеры постельного белья всей семьи: Колина подушка вот такая, Андрюшина подушка — такая, кому какие нужны наволочки; семейный рецепт «мазурки», тонюсенького печенья с изюмом и орехами. У меня вообще ощущение, что хозяева дома здесь, я у них то совета прошу, то защиты».

Мы говорим еще долго: про московские сады, оранжереи, ротонды, про «телешовские среды», на которые приходили Шаляпин и Бунин, про традиции отмечать всей семьей праздники, про новости, которые Татьяна Юрьевна узнает из свежего выпуска «Вечерней Москвы» — обязательный ежеутренний ритуал под чашку кофе. И еще решаем, что хорошо было бы к весне купить луковицы гиацинтов, вернуться сюда и посадить их во дворе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Tanya Tanya

В черном платье Тани Котеговой чувствуешь себя защищенно и тепло, как в коконе

Seasons of life
Как накачать трицепс гантелями: 5 лучших упражнений от эксперта Как накачать трицепс гантелями: 5 лучших упражнений от эксперта

Думаете, как качать трицепс гантелями? Мы узнали 5 самых лучших упражнений

Playboy
Интуиция Интуиция

Иллюстраторы о том, что для них скетчбук и с чего стоит начинать новичку

Seasons of life
Внутренняя кухня Внутренняя кухня

Два бывших директора ресторанов McDonald’s в Крыму открыли свою сеть

Forbes
Навигатор Навигатор

Для странствий духа тоже нужна карта, считали сибирские шаманы

Вокруг света
Пора валить. Почему вам надо искать другую работу Пора валить. Почему вам надо искать другую работу

Как понять, что вам пора искать новую работу

Forbes
«Любой поступок мужчины – мужской» «Любой поступок мужчины – мужской»

Герой нашего времени Сергей Шнуров. Что это значит – быть настоящим мужчиной

Playboy
Настойка женьшеня: инструкция по применению для мужчин (выпей ее уже) Настойка женьшеня: инструкция по применению для мужчин (выпей ее уже)

Как принимать настойку женьшеня для здоровья мужчинам?

Playboy
Мировая провокация: самые дорогие перфомансы и инсталляции Мировая провокация: самые дорогие перфомансы и инсталляции

Чем инсталляция отличается от перформанса и кто все это покупает

Forbes
Торг уместен Торг уместен

Как образуются космические цены на произведения современного искусства

Вокруг света
Скажем прямо Скажем прямо

Как выявить нарушения осанки и что поможет исправить ситуацию

Grazia
Куда податься российскому финансисту в эпоху санкций Куда податься российскому финансисту в эпоху санкций

Трансформация рынка пошатнула карьерные возможности российских финансистов

Forbes
Кто такие «рывковые» люди и как с ними работать? Кто такие «рывковые» люди и как с ними работать?

Что руководителю нужно знать об особенностях «рывковых» людей?

Forbes
Боишься показаться скучным? 9 советов, как правильно говорить о себе на свидании Боишься показаться скучным? 9 советов, как правильно говорить о себе на свидании

Еще один важный урок по общению с девушками

Playboy
«Звоните Джейн»: подпольная сеть абортариев «Звоните Джейн»: подпольная сеть абортариев

Группа женщин, которые делали подпольные аборты между 1969 и 1973 годами

Cosmopolitan
Тест и обзор Google Pixel 3 XL: смартфон от Google с умной камерой Тест и обзор Google Pixel 3 XL: смартфон от Google с умной камерой

Тест и обзор Google Pixel 3 XL: смартфон от Google с умной камерой

CHIP
Почему кадровый резерв не всегда эффективен Почему кадровый резерв не всегда эффективен

Многие неправильно используют резервные кадры

Forbes
«Бокс сделал из меня плохого человека» «Бокс сделал из меня плохого человека»

Майк Тайсон в возвращается на ринг в новом амплуа раскаявшегося грешника

Playboy
Смогут ли бриллианты стать лучшими друзьями инвесторов Смогут ли бриллианты стать лучшими друзьями инвесторов

Дефицит алмазов может превратить бриллианты в популярный защитный актив

Forbes
Опасные связи. Почему в деле об изнасиловании виновата жертва Опасные связи. Почему в деле об изнасиловании виновата жертва

Почему общество часто оправдывает мужчин, обвиняемых в изнасиловании

Forbes
Школа Джобса: романтики и анархисты от ИТ Школа Джобса: романтики и анархисты от ИТ

Почему гении не всегда уживаются с организациями, которые они создали

Forbes
Чистая победа: 5 необычных методов уборки дома Чистая победа: 5 необычных методов уборки дома

Как подойти к уборке в доме с фантазией

Cosmopolitan
Стажер из общепита: почему лучший урок бизнеса преподают в ресторанах Стажер из общепита: почему лучший урок бизнеса преподают в ресторанах

Как работать с крупным сетевым общепитом и чем это выгодно малому бизнесу

Forbes
Туристические летчики Туристические летчики

За счет чего чартерная авиакомпания Royal Flight увеличила выручку в 4 раза

РБК
«Что обо мне подумают»: 7 шагов к избавлению от страха «Что обо мне подумают»: 7 шагов к избавлению от страха

Преодолейте страх благодаря системе семи шагов Роберта Лихи

Psychologies
Корень силы: 18 полезных свойств имбиря для мужчин (+8 рецептов) Корень силы: 18 полезных свойств имбиря для мужчин (+8 рецептов)

18 доказанных полезных свойств имбиря на организм мужчины

Playboy
10 функций Google Docs, о которых вы, скорее всего, не знали 10 функций Google Docs, о которых вы, скорее всего, не знали

10 функций Google Docs, о которых вы, скорее всего, не знали

CHIP
Труба зовет! Труба зовет!

История побега из тюрьмы Даннемора, который сравнивают с побегом из Шоушенка

Maxim
Как начать новую карьеру, если старая больше не нравится Как начать новую карьеру, если старая больше не нравится

Стоит ли рисковать и оставлять привычное место работы?

Psychologies
Тест процессора AMD Ryzen Threadripper 2990WX: сказочно хорош Тест процессора AMD Ryzen Threadripper 2990WX: сказочно хорош

AMD Ryzen Threadripper 2990WX

CHIP
Открыть в приложении