Как врач решил стать художником

Seasons of lifeКультура

Доктор Войцеховский

Текст Светлана Сидорова, фото Дарья Кузнец

Высунувшись в открытую форточку, громко и заливисто (привет всем соседям) Саша выкрикивает нам номер кодового замка в подъезде. И уже через несколько минут мы пьем чай под абажуром в его кухне, разговариваем, перебивая друг друга, смеемся. Художник Александр Войцеховский, хоть уже и не работает врачом много лет, способен оказать скорую душевную помощь своими картинками и историями.

А вы варенье сами делаете?

Нет, оно деревенское.

А можете?

Может, и могу, но это как-то не мое дело.

Вот Чехов, например, делал варенье. Мне кажется, вы должны быть похожи на Чехова. Он же тоже сначала был доктором, а потом писателем стал… А вы — художником…

Я совсем другой человек… Чехов — он прекрасен. Я бы с ним подружился. Думаю, что вообще с любым человеком можно подружиться. И это в моей жизни происходит с самыми разными людьми. Я не вижу границ — известный человек или неизвестный. Может быть, это иммунитет, который я приобрел на скорой помощи. Я посещал разные места. Хоть к министру, хоть к банкиру, хоть к бомжу приходил — не имеет значения. Важно, что происходит между нами. Чехов мне, конечно, очень симпатичен. Но когда я читаю его, мне тяжело, какая-то тоска и бесперспективность. Не знаю, был ли он верующим человеком.

Рождественская улица. Район Пески. Санкт-Петербург

А вот рассказ «Студент» – один из его лучших рассказов. Чехов очень любил этот рассказ. Он очень оптимистический и немного метафизический, пронизанный верой.

Для кого-то вера — это какая-то очевидность. То есть все факты говорят за это. А для других как будто все факты говорят против. У меня как-то сложилось, что все подтверждает, что есть творец, что все это — чудо, и что не стоит сомневаться. В какие-то мгновения все-таки становится как-то очевидно, что все тут устроено волшебно и очень красиво, божественным образом.

А когда к вам постучалась… Муза?

В пять лет я влюбился в кузину. Это было что-то головокружительное. Она приехала из Москвы, ей было одиннадцать лет. Я как увидел ее, я прям закачался. И я никогда не был таким смелым с женщинами, как с ней. Я тем же вечером признался ей в любви и, конечно же, настаивал на том, чтобы продолжать отношения. Она была смущена, и мне это нравилось. Я думал: «Надо же, как она смущается, какая она прекрасная». И потом мной манипулировали, говорили: «А вот Катя любит вот это, поэтому и тебе надо это попробовать». А вообще, одной из моих муз была моя бабушка. Она совершенно удивительный человек, просто ангел во плоти, такой отдельный источник света. Она сидела здесь со мной, когда я был маленький.

Встреча у озера Ванзее.
— Тебе следует хорошенько подумать о своем будущем, Марта.
— Я уже все решила, папа. Через неделю я выхожу замуж.

В этой квартире?

Да, это Дом полярников, построен в 30-е годы. Здесь жили капитаны, штурманы, полярные летчики. Моя бабушка — блокадница. Дед погиб во время войны, а она со своими родственниками жила в этой квартире. Это блокадная квартира. Потом Полярный институт организовал вывоз оставшихся в живых полярных жен. И она со своими двумя детьми и с одним усыновленным, с детьми разных родственников и друзей села в самолет. Ей удалось вылететь, но она очень тяжело пережила эту эвакуацию. Вернулась, зашла в эту квартиру, а тут уже какие-то люди заняли ее, Берги (запомнилась почему-то фамилия по рассказам). И она говорит: «Слушайте, ну я поняла, что вы заняли нашу квартиру, но дайте мне хоть позвонить». Они не разрешили. И вот она вышла во двор, а к ней подходит какой-то полярник — веселый, энергичный — и говорит: «Нина Владимировна, а что вы тут такая грустная стоите?» — «Да вот, понимаете, мою квартиру заняли, не знаю, что делать». — «А, ну мне некогда разбираться, я сейчас уезжаю, меня машина ждет. Вот ключи, располагайтесь, вы знаете, где я живу. А я через три года вернусь, и там уже все разрешится». Вот такие были отношения. Я мог зайти в любую квартиру, если я забывал ключи.

Да, поэтому вы и сказали: «Не закрывайте дверь», когда мы вошли?

Ну, конечно! Сейчас уже осталось десять процентов от тех жильцов, но дух немного сохранился.

Электричка Санкт-Петербург – Зеленогорск

А как же вы доктором стали?

Просто это была семейная традиция. Я без всякого энтузиазма учился в Медицинском институте.

Но туда сложно поступить.

Очень сложно, особенно такому человеку, как я. Если честно, в школе я учился ужасно, я двоечник-второгодник. Я был человек неуспешный во всех областях жизни, кроме своих фантазий и друзей. Учеба, вся какая-то разумная деятельность давалась мне плохо. Но у мамы была идея фикс, она очень хотела, чтобы я стал человеком.

Городской парк — место для романтических свиданий.

А сейчас она что считает?

К сожалению, она умерла пять лет назад. В общем, она захотела, чтобы я стал врачом. Она говорила мне: «Ну смотри, ты же любишь общаться с людьми?» — «Ну да, люблю». — «Доктор должен уметь находить общий язык с людьми, это важно. Очень много врачей иногда просто не умеют разговаривать. А ты умеешь». — «Мама, но ты же знаешь все про меня. Понимаешь, разговаривать-то я умею, а дальше что? Доктор должен много чего знать». — «Научишься, все будет хорошо». И просто меня затолкала в Медицинский. Это все было мучительно, не с первого раза, у меня были репетиторы. Просто повезло, потому что был не очень высокий вступительный балл, и как-то чудесным образом я поступил. Просто на грани, балансируя на канате.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Парус за спиной Парус за спиной

Лена Бронская делает сумки из парусной ткани

Seasons of life
Что значит аббревиатура ЧСВ в молодежном сленге (и касается ли она как-то тебя) Что значит аббревиатура ЧСВ в молодежном сленге (и касается ли она как-то тебя)

Давай детально разберемся, что же такое ЧСВ

Playboy
Вокруг стола Вокруг стола

Московские семьи о том, что для них — традиции, тепло, семья, Новый год

Seasons of life
На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота

Современные субмарины становятся неслышимы и невидимы для радаров

Популярная механика
Борис Пиотровский: «Я помню его высокий рост и сильный голос» Борис Пиотровский: «Я помню его высокий рост и сильный голос»

Внук директора Эрмитажа Бориса Пиотровского унаследовал от деда культурный код

Seasons of life
От “Секретных материалов” до “Во все тяжкие”: за что мы любим Винса Гиллигана От “Секретных материалов” до “Во все тяжкие”: за что мы любим Винса Гиллигана

Разбираем творчество сценариста и режиссера Винса Гиллигана

Esquire
Кетодиета: за и против Кетодиета: за и против

Насколько кетодиета уместна для тех, кто хочет сбросить вес?

Худеем правильно
Сильверио Мариан: «Душой я русский» Сильверио Мариан: «Душой я русский»

Сильверио Мариан — из тех, кто начинал знакомить русских с итальянской мебелью

SALON-Interior
Басманные бабушки Басманные бабушки

Художник Аня Десницкая о зарисовках из жизни и разговоров бабушек

Seasons of life
Идеальная разница между мужчиной и женщиной в возрасте: существует ли она? Идеальная разница между мужчиной и женщиной в возрасте: существует ли она?

Говорят, что возраст — это всего лишь число, но насколько это верно?

Playboy
Ураган Катерина Ураган Катерина

Добровинский рассказывает бракоразводный анекдот — не смешной, зато про войну

Tatler
Группа Race to Space выпустила новый альбом «III» Группа Race to Space выпустила новый альбом «III»

После четырехлетнего перерыва электронщики Race to Space выпустили альбом III

Esquire
В рейтинг богатейших женщин России впервые вошли два миллиардера В рейтинг богатейших женщин России впервые вошли два миллиардера

Богатейшие женщины России

Forbes
Московский рубеж обороны: забытая история Московский рубеж обороны: забытая история

В Москве сохранились уникальные, не тронутые временем места

Популярная механика
Андрей Андреев: Закрыть брешь. Какие обязательства встают перед компанией после кражи информации Андрей Андреев: Закрыть брешь. Какие обязательства встают перед компанией после кражи информации

Как выжить после кражи данных и сохранить лицо

СНОБ
С чего начинают миллиардеры? Первый бизнес богатейших людей планеты С чего начинают миллиардеры? Первый бизнес богатейших людей планеты

Ранние страницы биографий богатейших людей США

Forbes
Плюс-минус одинаковые люди Плюс-минус одинаковые люди

Как Елена Погребижская поняла, что ПНИ — это она

Русский репортер
«Реформировать всю систему». Как изменят транспортный налог «Реформировать всю систему». Как изменят транспортный налог

В Счетной палате недовольны способом расчета транспортного налога

РБК
Диана Арбенина: «Чтобы перезагрузиться, надо помолчать» Диана Арбенина: «Чтобы перезагрузиться, надо помолчать»

Диана Арбенина о том, как приготовить лучшую в мире кашу

Здоровье
Обзор видеорегистратора Neoline G-TECH X74: видеть всё Обзор видеорегистратора Neoline G-TECH X74: видеть всё

Тестируем одно из устройств среднего ценового диапазона с магнитным креплением

CHIP
Скажи мне, кто твой друг Скажи мне, кто твой друг

Что такое нетворкинг и как его правильно использовать

Cosmopolitan
Юля Паршута: «Хочу держаться только за свою семью и человеческие принципы» Юля Паршута: «Хочу держаться только за свою семью и человеческие принципы»

Юля Паршута о своих мечтах и о том, почему не афиширует личную жизнь

Grazia
Как Уитни Хьюстон заработала $9,5 млн за год спустя 7 лет после смерти Как Уитни Хьюстон заработала $9,5 млн за год спустя 7 лет после смерти

Почему все вновь слушают песни легендарной певицы?

Forbes
Жизнь или принципы? Почему демократия не единственный способ нормального государственного устройства Жизнь или принципы? Почему демократия не единственный способ нормального государственного устройства

Книга Леонида Штильмана «Дугри: Критические размышления о “религии” либерализма»

СНОБ
Перезагрузка Перезагрузка

Анфиса Черных об отдыхе на Бали, премии ТЭФИ и дебюте на театральной сцене

OK!
Руки вверх! Тест-драйв новой Volvo S60 Руки вверх! Тест-драйв новой Volvo S60

Кажется, шведы будут лучшими там до тех пор, пока самим не надоест

РБК
Границы «Территории»: открыть нельзя закрыть Границы «Территории»: открыть нельзя закрыть

В Москве завершился фестиваль-школа «Территория»

СНОБ
Синдром стервозного лица: как убрать гримасу недовольства с помощью косметолога Синдром стервозного лица: как убрать гримасу недовольства с помощью косметолога

Что можно поделать с непроизвольной гримасой скорби и недовольства?

Cosmopolitan
Судьба разведчика Судьба разведчика

Под покровом секретности на Урале в 1962 году случился международный скандал

Популярная механика
«Мою жену рассматривали голодными глазами»: муж Ким Кардашьян о ее платье «Мою жену рассматривали голодными глазами»: муж Ким Кардашьян о ее платье

38-летняя Ким Кардашьян стала одной из самых ярких звезд на Met Gala в этом году

Cosmopolitan
Открыть в приложении