В Москве завершился фестиваль-школа «Территория»

СНОБКультура

Границы «Территории»: открыть нельзя закрыть

Нина Агишева

de36ac402120dae377562ab7d7cc41bc67db6c2f15937a4883ddbdb4105e2fcf.jpg
Спектакль «Цинк». Фото: Глеб Кузнецов/Пресс-служба фестиваля «Территория»

В Москве завершился фестиваль-школа «Территория». Почему незамысловатый и сентиментальный «Сайгон» покорил сердца зрителей, как бельгийский режиссер «Международного института политических убийств» Мило Рау стирает границы между воображением и явью в своем спектакле «Пять легких пьес» и чем удивил Литовский театр, рассказывает театральный обозреватель «Сноба».

ХIV Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» начался невесело — с неожиданной отмены «Территории. Камчатка», на которую многие участники уже успели купить невозвратные дорогие билеты (к чести организаторов, деньги им вернули). Так и осталось неясным, почему Министерство культуры не предоставило обещанные субсидии: то ли из-за обычного чиновничьего головотяпства, то ли по причине токсичности ситуации в целом. Об этом резко высказался на пресс-конференции один из арт-директоров фестиваля Кирилл Серебренников: «…дело, которое мы начали пятнадцать лет назад, практически сходит на нет. Мы это делали… чтобы открыть русский театр миру, чтобы мир приехал и посмотрел на наши достижения. Сейчас все происходит в обратном направлении». Режиссер, который только что получил очередную награду — премию Гамбурга «Выдающаяся оперная постановка» за «Набукко», — первого ноября снова идет в суд, и не прислушаться к его словам невозможно: он знает, о чем говорит. Тем не менее московская часть программы «Территории-2019» не просто удалась, но порадовала успехом «обратного направления»: русские зрители увидели лучшие мировые постановки.

Образовательные программы, арт-лаборатории, международная конференция по копродукции и две выставки — «Йоко Оно. Небо всегда ясное» и «Человек размером с дом» памяти актера и режиссера Дмитрия Брусникина (браво, Ксения Перетрухина!) — дополняли спектакли. Пять этажей роскошной брусникинской выставки (открыта до 17 ноября, ее нельзя не увидеть), где чего только нет, от ролей артиста до его любимых блюд, чем-то напоминают огромное, сверкающее всеми огнями и при этом стоящее на очень хрупком фундаменте здание самой «Территории». И полные залы на встречах с мастерами, и овации в зрительном зале не отменяли напряжения: долго ли это продлится? Что будет завтра? Зыбкость, ненадежность существования человека как такового были и одной из главных тем хедлайнеров «Территории» в драме.   

Не утонуть в море слез

«Так всегда рассказывают истории во Вьетнаме — с морем слез», — сказала в финале своего спектакля «Сайгон» режиссер Каролин Нгуен. Будто извинилась за то, что ее постановка, два года назад покорившая Авиньон и получившая потом еще много наград, балансирует между романной формой а-ля Робер Лепаж и простодушием Болливуда. Здесь она рассказывает о себе и своей семье, повторившей судьбу главных героев, вынужденных бежать из Вьетнама в 1956 году вместе с бывшими хозяевами колонии – французами и только спустя сорок лет получивших возможность вернуться на родину. Каждый рассказывает свою историю по-своему: экзистенциально — как Пина Бауш в гениальном и тоже автобиографическом «Кафе Мюллер», или мелодраматически, с акцентом на волнующую Европу тему беженцев, как Каролин Нгуен.

Почему незамысловатый и сентиментальный, напоминающий временами мыльные оперы, спектакль покорил искушенные сердца театралов во всем мире? У меня есть два ответа на этот вопрос. Во-первых, чем изощреннее становится театральный язык, чем больше усилий требует от зрителя сцена, выгоняющая его из уютного зала на продуваемые всеми ветрами пространства site-specific и заставляющая разгадывать ребусы и головоломки, которые часто в кайф одним лишь авторам, тем больше потребность в традиционном переживании и сочувствии героям. Тем больше радости от нежных понятных чувств, сопровождаемых популярной музыкой: не зря в финале официантка кафе «Сайгон» как умеет поет песню Сильви Вартан Je vivrai pour deux, погружая зал в ностальгическую атмосферу семидесятых. Во-вторых, и Каролин Нгуен не так проста. Ее спектакль не столько о беженцах и постколониальном синдроме, сколько о пограничном состоянии современного человека, трагически балансирующего  между странами, между разной национальной и гендерной принадлежностью и неспособного прибиться к какому-то одному берегу. И наиболее сильна режиссер не в сценах, где ее герои сотрясаются от рыданий, а там, где она условна и сюрреалистична. Когда за столиками кафе рядом сидят живые и умершие, когда распахивается дверь и туда навсегда уходит старая мать со своим по-прежнему молодым возлюбленным былых времен, когда в размеренное течение мелодрамы врывается фильм «Ненависть» Матье Кассовица, потрясший французов все в том же 1996 году.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Грибник грибника видит издалека. О новом фильме Франсуа Озона «Что случилось осенью» Грибник грибника видит издалека. О новом фильме Франсуа Озона «Что случилось осенью»

Криминальная драма Франсуа Озона «Что случилось осенью»

СНОБ
Юрий Быков:  «У меня было стойкое ощущение, что я рою могилу себе как художнику» Юрий Быков:  «У меня было стойкое ощущение, что я рою могилу себе как художнику»

Про изоляцию, похороны собаки, деспотичных режиссеров и увлечение триллерами

GQ
Рекордное состоит из 55 букв: 10 самых длинных слов в русском языке Рекордное состоит из 55 букв: 10 самых длинных слов в русском языке

Громоздкие слова русского языка, которые состоят из более чем полусотни букв

ТехИнсайдер
«Мужчина должен»: чем опасен такой подход? «Мужчина должен»: чем опасен такой подход?

Пережив расставание, мы выставляем новому партнеру жесткий список требований

Psychologies
Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания

Почему же так сложно выйти из замкнутого круга токсичных отношений?

VOICE
Генеральный директор Breitling — об имидже, капсулах и завоевании рынка Генеральный директор Breitling — об имидже, капсулах и завоевании рынка

Почему генеральный директор Breitling отказался от участия в Baselworld

РБК
Рецепт успеха Рецепт успеха

Эти женщины умеют сделать из лимонов не лимонад, а настоящие миллионы долларов

Добрые советы
Ферменты под крышкой Ферменты под крышкой

Домашние квашения, соленья и маринады поддержат иммунитет и сохранят бюджет

Худеем правильно
Ушли со скандалом: самые громкие вылеты из «Дома-2» Ушли со скандалом: самые громкие вылеты из «Дома-2»

О самых скандальных уходах героев проекта «Дом-2»

Cosmopolitan
Как краситься в холода — лайфхаки от визажиста, которые спасут твой макияж Как краситься в холода — лайфхаки от визажиста, которые спасут твой макияж

Почему летний арсенал ухода и макияжа стоит заменить на зимний и как это сделать

Cosmopolitan
Гид по элегантному минету: 10 лучших советов для волшебного вечера Гид по элегантному минету: 10 лучших советов для волшебного вечера

Десяток полезных советов, как осуществить задуманное, да еще с фантазией

Cosmopolitan
Синдром «вечного студента»: почему они никак не могут доучиться? Синдром «вечного студента»: почему они никак не могут доучиться?

Их называют «бродячими студентами» или «странствующими студентами»

Psychologies
Анна Снаткина: «Крепкий брак – сложная работа» Анна Снаткина: «Крепкий брак – сложная работа»

Актриса Анна Снаткина о романтике в семье и секретах красоты

StarHit
Институт востоковедения Институт востоковедения

Glamour пытается найти баланс между мудростью веков и достижениями прогресса

Glamour
Татьяна Черниговская feat. Лев Лурье: «В мире творится полное безумие — ему требуется психиатр» Татьяна Черниговская feat. Лев Лурье: «В мире творится полное безумие — ему требуется психиатр»

Футуристические сценарии обсудили Татьяна Черниговская и Лев Лурье

Собака.ru
Как носить кожаные вещи в жизни: 10 удачных и неудачных звездных примеров Как носить кожаные вещи в жизни: 10 удачных и неудачных звездных примеров

Тренд на кожаные вещи в самом разгаре

Cosmopolitan
От обезличенности к уюту: как будет выглядеть офис будущего От обезличенности к уюту: как будет выглядеть офис будущего

Анастасия Колчина размышляет о будущем работы и подходящем для нее пространстве

Forbes
Как заняться сексом по дружбе Как заняться сексом по дружбе

Как заняться сексом по дружбе и при этом не разрушить свою социальную жизнь

GQ
Семейные ритуалы: вред или польза? Семейные ритуалы: вред или польза?

Как определить, когда ритуалы нужны, а когда от них пора отказаться

Psychologies
Самоуверенность vs самоуважение Самоуверенность vs самоуважение

Как отличить самоуверенность от самоуважения и к чему стоит стремиться

Psychologies
История сверхъестественного, или Как Хэллоуин стал праздником нечисти История сверхъестественного, или Как Хэллоуин стал праздником нечисти

Историк Лоуренс Самюэль рассказывает об истории сверхъестественного в мире

Psychologies
Почему мы так любим срачи в социальных сетях? Почему мы так любим срачи в социальных сетях?

Почему люди среднего возраста особо рьяно ругаются друг с другом в соцсетях?

GQ
Народное платье: как российских дизайнеров вдохновляет Север Народное платье: как российских дизайнеров вдохновляет Север

Дизайнеры, которые вдохновляются традиционными костюмами русского севера

Forbes
Крис Хемсворт: «Я живу своей мечтой» Крис Хемсворт: «Я живу своей мечтой»

Крис Хемсворт о любви к серфингу и поисках баланса между семьей и карьерой

Cosmopolitan
Пройти по черте Пройти по черте

Отрывок из книги Мишель Обамы «Моя история», посвященный ее отношениям с модой

Vogue
Русский народный пикет Русский народный пикет

Кто оказался лучшим исследователем протеста в современной России

Русский репортер
Батрутдинов, Манукян и другие мужчины Бузовой после развода Батрутдинов, Манукян и другие мужчины Бузовой после развода

С кем приписывали романы телеведущей Ольге Бузовой

Cosmopolitan
Как журналисты Nature нашли в России гений и злодейство Как журналисты Nature нашли в России гений и злодейство

Отечественная молекулярная биология снова стала попадать на страницы прессы

СНОБ
Плюс-минус одинаковые люди Плюс-минус одинаковые люди

Как Елена Погребижская поняла, что ПНИ — это она

Русский репортер
Жирное и сладкое в деле о холестерине Жирное и сладкое в деле о холестерине

Не виновато ли питание в том, что анализ на холестерин оказался повышенным

Здоровье
Открыть в приложении