Чувствовать себя человеком
Впервые за одиннадцать лет я не пойду в школу вместе с Федей. В школу, куда хотелось идти всегда. Встречаться с родителями Федькиных одноклассников после лета, обниматься и болтать. Есть блины во дворе на Масленицу с Палсакычем, классцентровским хранителем. Шутить с нашим классным руководителем на родительском собрании. Плакать на концерте накануне 9 Мая, когда дети поют Окуджаву. Ехать всем классом в Пушгоры: читать «Евгения Онегина» и «Заповедник». Ходить вместе в театр. Смотреть, как наши взрослеют, играя Брэдбери, Пушкина, Сашу Соколова. И даже самой сыграть с командой шикарных родителей спектакль на Последнем звонке. Эта школа называется «Класс-центр». И придумал ее Сергей Зиновьевич Казарновский. Он же С.З.
Сергей Зиновьевич, в вашей школе все не так, как в обычной школе. Я измучилась, думая, как коротко объяснить, что такое «Класс-центр».
Где бы я ни выступал, я говорю примерно одно: образование начинается тогда, когда факт обрастает эмоцией. Все остальное бессмысленно. Задавая ребенку вопрос: «как дела в школе», — вы спрашивайте, хорошо или плохо ему было. Ребенок идет в школу только за знаниями? Конечно, нет. Он идет за состоянием. И в момент, когда ему хорошо, как раз самое время дать знания. Вот пример: пару лет назад Филиппенко мне позвонил и предложил показать нашим детям новую программу «Поэты после ХХ съезда». Было человек тридцать в зале: старшеклассники, кто-то из родителей, учителя. Он читал стихи Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, Бродского, Галича, Высоцкого, ну и так далее, вплоть до Жванецкого. И за время этого спектакля он успел рассказать про Сталина и ХХ партсъезд, про Карибский кризис, про Солженицына, Твардовского и «Новый мир», про то, как снимали Хрущева, про Пражскую весну и так далее. Дети смеялись дико, когда он читал Райкина или Жванецкого. А он даже этими репризами подводил к очень важной мысли: пока каждый не почувствует себя ответственным за то, что происходит, никакие перемены к лучшему не начинаются. По сути дела, он говорил о том, что такое интеллигентный человек. Интеллигентный человек — это тот, кто думает о том, что его не касается. О том, что шире круга его личных интересов. Одно это выступление заменило уроков десять.
Можно долго рассказывать про осень в средней полосе России: когда наступает, какая температура, какие приметы. А можно прочитать:
«Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным.
И целует на рябиновом кусту
язвы красные незримому Христу».
Но чтобы так мыслить, нужна определенная подготовка, другой способ воспитания, другое образование. Художественная часть школьного образования может быть любой: театр, музыка, дизайн. В чем отличие от общеобразовательных предметов? Ну, например, в физике закон Архимеда, сообщающиеся сосуды, тормозной путь, сила тяжести — все поддается точному расчету. А когда вы занимаетесь музыкой, вас просят: «играй мягче» или «пожалуйста, чуть громче». — «Как? Вот так?» — «Нет, еще чуть-чуть, вот теперь так».
Или вот на занятии живописи говорят, что «мазок тебе надо делать жестче», а на уроке по актерскому мастерству просят прочитать фрагмент «выразительнее». Это неопределенные вещи, но они учат тебя чувствовать тоньше. В жизни на самом деле мы все время находимся в таких полутонах.
«Класс-центр» часто называют театральной школой. Ну, вот это не так совсем. В «Класс-центре» соединились три школы: общеобразовательная, драматическая и музыкальная. И они одинаково важны.