Арктика
Арктика так далеко, что кажется нереальной, полумифической. Тревожных и восторженных разговоров вокруг нее больше, чем реальных представлений о ней. Но, оказывается, попасть сюда не сложно, если подать заявку в добровольный экологический отряд проекта Green Arctic. Мы протянули ниточку скайп-связи в Салехард и поговорили с руководителем волонтеров Алексеем Рудковским о том, почему люди из России, Чили, Китая, Израиля едут за полярный круг.
«Моя первая экологическая экспедиция случилась в 2012 году, я был одним из руководителей отряда добровольцев. Мы высадились с вертолета на острове Белый в Карском море у оставленной 20 лет назад метеостанции. Это была первая экспедиция, и никто не понимал, как работать. Мы были налегке, потому что параллельно с нами должно было прийти судно с оборудованием, едой и спецодеждой. А судно не пришло — оно в шторм попало. Никогда не забуду первую ночь на метеостанции. Было крайне холодно, представьте — это море, северное. Это сумасшедшая влажность. Ноль градусов. В первую ночь на железных кроватях со ржавыми пружинами, все сырое… Я надел на себя все, что можно было, и спал на этой кровати. Но спустя три дня судно все‑таки пришло. Потом проще было. Та экспедиция указала мне направление — я понял, чем должен заниматься.
У советских людей, которые прибыли в Арктику 70 лет назад, были глобальные задачи: открывать новые горизонты, новые месторождения — делать страну великой. Тогда никто не думал об экологических последствиях. Практически на каждом острове находилась метеостанция и воинская часть. К ним завозили дизельное топливо, масла — на островах стоят бочки вместимостью по 5 тысяч тонн. Они портятся, стареют, солярка попадает в почву, оттуда — в море, а затем — в города. Это не колоссальное количество, но и оно сильно влияет на многие процессы. Арктика — это фабрика мировой погоды. Если здесь климат меняется хоть