«С русским акцентом»: какой будет новая корпоративная культура после передела рынка
В российском бизнесе происходит самая глобальная трансформация за последние 20 лет: иностранные компании уходят, а их место занимают российские и азиатские. Чего ждать старым сотрудникам с приходом нового руководства? Как изменится корпоративная культура и удастся ли к ней адаптироваться? Своим взглядом на ситуацию делятся основатель, управляющий партнер компании Amrop Russia и основатель STR Suite Софи Вергнас-Соколов и партнер STR Suite Наталия Васина.
Что значит корпоративная культура для бизнеса
Эллиот Жак — бизнес-консультант, впервые описавший VUCA-time и кризис среднего возраста, — описал ее как сложившиеся в компании алгоритмы и образ мыслей, которые разделяют все сотрудники и которые должны принять новички, чтобы стать «своими». По другой версии, корпоративная культура — это коллективная идентичность, которая оставляет отпечаток в каждом из участников.
Из чего складывается корпоративная культура, как она связана с ценностями и почему это важно проговорить сейчас?
Корпоративная культура — один из ключевых факторов, которые определяют компанию и отличают ее от остальных. В ее основе лежат ценности — стержневые принципы, которыми руководствуются люди и сообщества при принятии решений, постановке целей, выборе направления, коммуникации и развития.
В каждой стране корпоративная культура накладывается на национальную специфику. Например, шведская получила прозвище «санаторно-курортной»: из-за гиперзаботы о ментальном здоровье сотрудников. Так, в Швеции сотрудники могут взять длительный отпуск, если они страдают от депрессии или стресса на рабочем месте.
Наоборот, американская считается довольно жесткой, поскольку в ней поощряют только за реальные достижения и ценят стремление быть лучшим. Она нацелена на быстрые решения и результаты, даже если для этого нужно работать сверхурочно и жертвовать личной жизнью. Европейские компании также имеют свою культуру и, скорее, находятся где-то посредине между «шведским санаторием» и «американскими горками».
Но самого пика трудоголизма, вплоть до ночевок на работе, сотрудники достигают в азиатских странах. Там ты просто не можешь покинуть рабочее место раньше руководителя и всегда должен найти себе какое-то занятие, даже если вся работа уже сделана.
В чем особенность корпоративной культуры в России
В России сильная корпоративная культура как бы «выдавливает» сотрудников, которые ее не разделяют. Так происходило и с российскими офисами международных компаний, где российская корпоративная культура сталкивалась с американской или европейской.
В то же время иностранные корпорации вырастили целое поколение отечественных управленцев, которые смогли принять западные ценности и пропустить их через себя.
Исследование Oliver Wyman в 2019 году показало, что с начала 1990-х российская корпоративная культура под влиянием западных топ-менеджеров прошла путь от директивного стиля управления к демократичному и даже либеральному. Однако в ней до сих пор осталась двойственность: когда формально мы поддерживаем западные тренды и внедряем инновации, но ключевые решения принимаем, опираясь на российские реалии. Например, когда компания декларирует уважение и заботу о каждом сотруднике, а на деле руководители позволяют себе резкую критику и уничижительные высказывания.