С чего начинается родина: как отмечают День святого Патрика в Ирландии
Наше — значит лучшее. Чтобы быть в этом уверенными, ирландцам не нужна никакая социальная реклама. Патриотизм у них в крови
Kiss me, I am Irish! (англ. «Поцелуй меня, я ирландец»), — кричит мне веселый парень из толпы. Рука с бокалом пива, значок с надписью «I am proud to be Irish» (англ. «Я горжусь, что я ирландец»), взгляд затуманен, лицо измазано зеленой краской. Типичный ирландский гуляка. Приятели почти ничем от него не отличаются. У всех приподнятое настроение и патриотические надписи на зеленых футболках и цилиндрах. Пиво пьют прямо на улицах. Сегодня можно. 17 марта ирландцы отмечают свой главный национальный праздник — День святого Патрика.
Еще вчера на площади Temple Bar в Дублине работала букинистическая ярмарка. Сегодня тут все смешалось: люди, машины, конные полицейские. В праздничном параде принимает участие весь город. Чтобы встроиться в колонну, достаточно лишь нацепить на свой мотоцикл или трактор оранжево-бело-зеленый флаг. За техникой идут волынщики, за волынщиками шагают танцоры, за танцорами — акробаты на ходулях, замыкают парад простые горожане. Шум на улице такой, что не слышно, что говорит стоящий рядом.
Пир во время поста
— Когда я был ребенком, мы всегда шли рыбачить в этот день, — пытаясь перекричать толпу, рассказывает Диармайд Флеминг, ирландский журналист. — 17 марта открывался сезон ловли форели. А еще нам, детям, разрешали на один день нарушить пост. В честь нашего Падди (так любя называют своего главного святого ирландцы. — Прим. «Вокруг света») можно было есть конфеты. Каждый ребенок знает, что День святого Патрика — главный в году. 17 марта я всегда хожу в церковь — помолиться и поблагодарить тех, кого нет с нами, но кто оставил нам огромное культурное наследие. Затем иду на могилу отца, чтобы и его поблагодарить за то, что он для меня сделал. Смысл праздника как раз в этом — отдать должное предкам, нашей стране, которой мы все очень гордимся. Поэтому вечером у нас традиционно концерт ирландской музыки или посиделки в пабе за просмотром чемпионата по гэльскому футболу или соревнований по керлингу.
В пабе Temple Bar яблоку негде упасть. Концерт национальной музыки в разгаре. Две девушки по очереди исполняют ирландские танцы. Закончили выступать и присоединились к посетителям у барной стойки.
— Любой строитель или фермер поет и музицирует лучше, чем профи, — уверяет Диармайд. — В каждой семье есть человек, который занимается народным творчеством. Это очень давняя традиция — так ирландцы пытались сохранить язык, песни и культуру. В каждом пабе вечером кто-нибудь обязательно возьмет в руки скрипку или флейту, кто-то споет и станцует.
Стойка длинная, я насчитываю не менее 35 сортов местного пива. Блестят разливные краны, пестрят ирландскими названиями этикетки. В самом конце стойки скромно примостились две бочки с пивом известных международных брендов. Коренные жители на них даже не смотрят.
— Для нас хорошее — значит ирландское, — объясняет барменша Луиза О’Шиа. — В меню жирным шрифтом выделено, какие продукты произведены или выращены на местных фермах. Любой ирландец предпочтет товары отечественного производства импортным, и не потому, что иностранные будут хуже, а потому, что каждый ирландец — истинный патриот своей страны и готов поддерживать ее любым способом.
По этой же причине все продукты, произведенные в Ирландии, имеют соответствующую маркировку: крупными буквами на фоне ирландского триколора на самом видном месте написано Made in Ireland или коротко — Irish. Сельское хозяйство и животноводство в Ирландии действительно на очень высоком уровне. Но надпись Irish — не просто знак качества, для большинства ирландцев это еще и чувство принадлежности к общине. Как к местной сельской общине, так и к нации в целом.
Я прошу пинту пива, наугад показывая на кран с этикеткой на ирландском языке, и размышляю о том, что читала накануне. Всего полвека назад День святого Патрика считался религиозным праздником. С 1903 по 1970 год знаменитые дублинские пабы в этот день не работали — так велел закон. Единственное послабление для верующих ирландцев — право на один день нарушить строгий пост, ведь, по легенде, святой Патрик превращает мясо в рыбу.
Из чисто религиозного праздника родилось светское торжество с весельем, танцами, волынщиками и лепреконами, традиция распространилась далеко за пределы острова. В Дублине первый парад состоялся лишь в 1931 году, спустя восемь с лишним лет после того, как страна обрела независимость. В период британской колонизации в Ирландии нельзя было исповедовать католичество и говорить на родном языке.