Враг внутри: как Илон Маск захватывает Twitter
4 апреля стало известно, что Илон Маск стал владельцем 9,2% акций Twitter, стоимость этого пакета составила $2,89 млрд. С покупкой доли в компании миллиардер стал активно вести демонстративную атаку на Twitter. Чего добивается Маск?
Чтобы понять, чем необычна драматичная попытка Илона Маска захватить Twitter, нужно напомнить, что случилось в прошлый раз, когда компания получила неожиданного инвестора.
В марте 2020 года компания Elliott Management объявила, что приобрела около 4% акций Twitter. Elliott — это так называемая инвестиционная фирма-активист. Она приобретает доли в публичных компаниях, а затем требует изменений в надежде, что это увеличит стоимость их активов. Заявление Elliott привлекло интерес прессы, что привело к ряду срочных закрытых встреч между руководителями Elliott и Twitter. Затем был заключен «мирный договор». Twitter предоставил Elliott место в совете директоров и согласился повысить целевые показатели для роста числа пользователей и выручки. Уже к лету Twitter и Elliott находились в достаточно хороших отношениях, чтобы решить сделать ставку на TikTok. В конце концов, конечно, никто TikTok не купил. В апреле 2021 года, когда акции Twitter выросли на 175% по сравнению с ценой приобретения Elliott, фирма вышла из совета директоров.
После прихода Маска Twitter попытался применить тот же подход. CEO компании Параг Агравал не раз беседовал с Маском и предложил ему место в совете директоров. Но в отличие от Elliott Маск отказался — и сделал это через Twitter после того, как все выходные критиковал бизнес-модель компании. В двух твитах он прямо спрашивал мнение 81 млн подписчиков. Спустя несколько дней он объявил, что хочет не просто владеть долей в Twitter, но купить компанию целиком. Следующий акт спектакля заключался в том, что Маск опубликовал сообщения, которые он отправлял гендиректору компании Брету Тэйлору. В ответ Twitter «принял ядовитую пилюлю» (poison pill — тактика выживания компании, стоящей перед угрозой нежелательного поглощения, принятие мер, в результате которых успешное поглощение приведет к событию, существенно снижающему стоимость поглощаемой компании. — Forbes) — это популярный способ защиты от враждебного поглощения, изобретенный в 1980-х, во времена Майкла Милкена и Ивана Боски (до того, как корпоративные рейдеры стали инвесторами-активистами).
Маск не останавливался. На той же неделе он назвал со сцены TED Talks сотрудников Комиссии по ценным бумагам и биржи, которые должны были одобрить его приобретение, «ублюдками», раскритиковал совет директоров Twitter в Twitter, вновь пустил в оборот мем о себе, который ранее опубликовал венчурный капиталист Марк Андрисен, и сделал загадочную отсылку к песне Элвиса Пресли Love Me Tender (tender offer — англ. «предложение о приобретении компании»).
«Умный активист может воспользоваться соцсетями и другими способами распространения информации, чтобы привлечь сторонников нетрадиционными методами», — говорит Коннор Хейли, основатель активистской фирмы Alta Fox Capital. В своей последней кампании против Hasbro он не достиг масштабов Маска. Но понял, что интернет и соцсети дают ему возможность напрямую связаться с акционерами и клиентами компании, что придало особый вес его предложениям относительно бизнеса, которые включали в себя отделение направления по производству открыток. «Думаю, активисты все чаще будут выбирать этот путь, если они действительно стремятся к долгосрочному развитию бизнеса».